Содержание материала

Катушки из голого медного провода, наматываемого плашмя, бывают однослойными (позиция 8 на рис. 9-1, в) и двухслойными (см. рис. 9-1, б).
Однослойные катушки являются составной частью катушек со смешанным возбуждением.
Однослойные и двухслойные катушки наматывают на намоточных станках (рис. 9-6) на шаблоны виток на виток. Шаблоны для намотки однослойных катушек имеют одну ячейку, а для двухслойных — две ячейки, разделенные между собой перегородкой.
Одновременно с намоткой медных шин наматывается асбестовая лента, служащая межвитковой изоляцией.
Рассмотрим процесс изготовления двухслойных катушек, как более сложный.
Станок для намотки катушек из шинной меди плашмя
Рис. 9-6. Станок для намотки катушек из шинной меди плашмя
Перед намоткой катушки на расстоянии 400—500 мм от конца медной шины бухты, надетой на барабан-вертушку, шину гнут на ребро (см. рис. 9-1, б, вид D) штампом на специальном пневмопрессе, установленном около намоточного станка.
Место перегиба шины на ребро служит переходом из слоя в слой, который у двухслойных катушек предусмотрен у нижних витков, что позволяет обойтись без сложной конфигурации выводов, так как выводные концы припаивают к наружным виткам обоих слоев катушки.
Подготовив таким образом шину, можно приступить к намотке катушки.
Заправив отогнутый конец шины в соседний, ручей шаблона и проложив в месте перехода изоляционную прокладку 17, наматывают первый слой катушки.
Количество витков катушки определяют при намотке по счетчику, установленному на станке. Под предпоследний виток закладывают скобочку из жести 16 и изоляционную прокладку 15, предохраняющую витки катушки от закорачивания.
Недомотав примерно пол-оборота последнего витка, оператор останавливает станок, намечает место и производит припайку выводного конца из  кабеля. Паяют обычно меднофосфористым припоем на сварочной установке, находящейся рядом со станком и расположенной таким образом, что медная шина с бухты при намотке катушки проходит между электродами установки.
После припайки станок включают и доматывают недостающие пол-оборота. После выключения вращения шпинделя загибают края скобочки, которыми она припаивается к концу последнего витка мягким припоем с помощью паяльника. Зубилом шина отрубается от бухты. Для намотки второго слоя катушки шаблон снимают со станка, переворачивают и устанавливают на шпиндель другой стороной.
К концу шины от первого слоя, выведенному во второй ручей за счет перегиба, припаивают на сварочной установке конец шины от бухты и производят намотку второго слоя.
Наматывается второй слой так же, как и первый. Остальные операции изготовления катушек из голой шинной меди, наматываемой плашмя, выполняются аналогично операциям изготовления катушек из круглых и прямоугольных изолированных проводов со следующим небольшим различием.
Отверстие катушек из шинной меди правят не один, а два раза, так как первые витки катушек наматываются часто с меньшим натяжением, чем последующие. В процессе нагрева изделия при сушке происходит перераспределение напряжений, в результате чего первые витки деформируются и отверстие катушки уменьшается. Для восстановления первоначальных размеров отверстия сразу после сушки катушку правят первый раз. Второй раз окно катушки правят после второй пропитки так же, как и у катушки из круглого провода.   
Следующее различие относится к пропитке кремнийорганических катушек. Катушки из шинной меди первый раз пропитываются методом окунания в лаке К-47к снятыми с шаблона.
Применять вакуумно-нагнетательный способ пропитки с более сложным оборудованием и длительным циклом в данном случае нет необходимости, так как пор и пустот у катушек из медных шин значительно меньше, чем у катушек из круглого провода.