Пропитку обмоток производят в специальном котле, заполненном лаком, в котором создают и поддерживают давление до 0,8 МПа в течение 5 мин, затем давление снижают до нормального и снова поднимают на 5 мин; эту операцию повторяют до 5 раз. По окончании пропитки лак уделяют, а обмотки выдерживают до тех пор в котле, пока не стекут все излишки лака. Сведения о пропиточных лаках и рекомендуемых количествах пропиток приведены в табл. 7
Сушку обмоток после пропитки лаками разделяют на два этапа. На первом этапе (при 60—80°С) удаляют растворитель. На втором, этапе происходит затвердевание лаковой основы при температуре 120—130°С в зависимости от лака и класса нагревостойкости изоляции.
Пропиточные лаки и число пропиток
Вид обмотки | Рекомендуемый лак | Число пропиток |
Обмотки всыпные статоров, якорей и роторов (пропитка в узле; провода ПБД, ПЭЛБО, ПЭЛШО): |
|
|
нормальное исполнение | БТ-988 | 2 |
| 321Т | 2 |
влагостойкое исполнение | БТ-987 | 3-5 |
| 321Т | 3-5 |
Обмотки шаблонные якорей, статоров и роторов (пропитка витковой изоляции): |
|
|
нормальное и влагостойкое | БТ-988 | 1 |
исполнение (провод ПБД) |
|
|
Пропитка корпусной изоляции шаблонных обмоток: | БТ-988 | 1 |
влагостойкое исполнение (провод ПСД) | БТ-987 | 1 |
Пропитка обмотанных статоров с шаблонной об |
|
|
моткой: |
|
|
нормальное исполнение'(провода ПБД, ПЭВП) | БТ-988 | 1 |
влагостойкое исполнение (провода ПБД, ПЭВП) | БТ-987 | 2 |
Пропитка обмотанных роторов со стержневой об |
|
|
моткой: |
|
|
нормальное исполнение | 321Т | 1 |
влагостойкое исполнение | 321Т | 2 |
Пропитка шунтовых катушек машин постоянного тока: |
|
|
нормальное исполнение (провода ПБД, | БТ-987 | 2 |
ПЭЛБО, ПЭВ-2) | 321Т | 2 |
влагостойкое исполнение (провода ПБД, | БТ-987 | 3 |
ПЭЛБО, ПЭВ-2) | 321Т | 2-3 |
Примечания: 1. Способ пропитки для шунтовых катушек под вакуумом и давлением, для остальных — горячее погружение.
2. Класс изоляции для нормального и влагостойкого исполнения — А
После сушки обмотки выгружают из печи и оставляют на воздухе для охлаждения. Если обмотки подвергают повторной пропитке, потом их охлаждают на воздухе до 60—70°С и затем снова погружают в лак.
Лакировку обмоток производят непосредственно за сушкой пропитанных обмоток после их укладки в пазы. Рекомендуемая температура обмотки при лакировке 50—60°С. Толщина пленки лака или эмали не более 0,05—0,1 мм. После нанесения покровного лака или эмали обмотки подсушивают на воздухе или в печах в зависимости от применяемого лака или эмали.
Режимы лакировки и сушки обмоток
Обмотки | Способ лакировки | Тип покровного лака или эмали | Температура сушки, °С | Время сушки, ч |
Статоров машин переменного тока нормального исполнения | Пульверизация | БИ-99, ГФ- 92XC, ГФ- 92XK | 15—25 | 6-24 |
Якорей и роторов нормального исполнения | » | БТ-99, ГФ- 92ГС | 20; 80-110 | 4 и более |
Статоров машин переменного тока с влагостойкой изо | Погружение | БТ-99, ГФ- 92XC | 20 | 6-24 |
ляцией | Пульверизация | ГФ-92ГС | 110-120 | 3-10 |
Якорей и роторов с влагостойкой изоляцией | Погружение | 460, БТ-99 | 120-140 | 8 и более |
| Пульверизация | ГФ-92ГС | 110-120 | 4-12 |
Статоров машин переменного тока изоляцией класса Н | Погружение | ПКЭ-15, ПРКЭ-13 | 120-180 | 8-12 |
| Пульверизация | ПКЭ-19 или ПКЭ-14 | — | — |
Обмотки, покрытые лаком или эмалью воздушной сушки, охлаждают на воздухе до исчезновения липкости (обычно 12—18 ч). Для сокращения времени лаковое покрытие можно сушить в печи при 70—80°С в течение 3—4 ч. Покровные лаки и эмали печной сушки сушат при 100—180°С в зависимости от вида эмали и класса нагревостойкости изоляции (табл.).