Содержание материала

С точки зрения  монтажа целесообразно начинать работы во вчерне построен ном здании ГЭС со сданным в эксплуатацию основным крановым оборудованием и штрабой, оставленной под закладные части. Основной недостаток такого способа — большая длительность цикла, определяемая последовательным характером монтажа всех узлов, начиная с облицовки конуса отсасывающей трубы.
Ускорения работ достигают путем монтажа закладных частей одновременно со строительными работами по возведению фундамента здания ГЭС. Монтажные работы выполняют с использованием строительных грузоподъемных и транспортных средств.
Технология ускоренного монтажа закладных частей должна предусматривать следующие положения: 1) максимально возможное укрупнение и окончательную сварку большинства деталей и узлов на всех пригодных для этого свободных площадках при широком использовании автомобильных и других кранов и средств малой механизации; 2) производство работ одновременно на широком фронте параллельно на многих агрегатах специализированными бригадами с использованием инвентарных подмостей, приспособлений, шаблонов и т. д.; 3) бетонирование узлов бесштрабным способом с использованием облицовок как опалубок; 4) окончание всех работ по установке закладных частей и их бетонированию к моменту выхода основного кранового оборудования на монтируемый агрегат и начала монтажа рабочих механизмов.
Для возможности производства работ по монтажу закладных частей одновременно с возведением фундамента здания ГЭС их запускают в производство и поставляют на строительство раньше, чем все остальное оборудование.
Число собираемых узлов одного агрегата, а в случае многоагрегатных ГЭС — одновременно нескольких агрегатов зависит от наличия монтажных площадок и их размеров, располагаемого кранового и другого оборудования, организации доставки и разгрузки оборудования, поступающего с базы складирования и хранения строительства, а также от численности и квалификации монтажного персонала.

На рис. XII.11 для примера приведен график монтажа 22 поворотно-лопастных турбин с рабочим колесом диаметром 9,3 м. На этой ГЭС монтаж закладных частей всех 22 турбин занял около полутора лет и был полностью закончен до начала монтажа рабочих механизмов. Установка всех статоров была осущес влена меньше чем за один год, причем в среднем на один статор было затрачено около двух недель. Несколько больше потребовалось на монтаж камер рабочих колес: в среднем на одну камеру было затрачено около четырех недель. Отдельные камеры были собраны, установлены, отцентрированы, зафиксированы в штрабе и сданы под заливку бетоном значительно быстрее.
Одновременно с помощью тех же строительных кранов грузоподъемностью по 10 т были смонтированы направляющие аппараты 17 турбин, что было необходимо для пропуска воды при строительстве.
Завершение монтажа закладных частей всех турбин и 17 направляющих аппаратов к моменту ввода в эксплуатацию основных эксплуатационных кранов предоставило широкий фронт для ведения работ по монтажу рабочих механизмов турбин, а также генераторов.
Монтаж статора велся последовательно, и только в отдельные моменты одновременно монтировались статоры двух турбин. В связи с большей длительностью цикла монтажа камер рабочих колес одновременно велись работы на двух-трех турбинах и только в отдельных случаях — на четырех.
На монтаж рабочих механизмов турбины (с момента опускания рабочего колеса в камеру до пуска агрегата), а для некоторых турбин включая направляющий аппарат (турбины № 5 — 8 и № 22) потребовалось в среднем около четырех месяцев. Однако агрегат № 7 с момента опускания рабочего колеса в камеру был смонтирован всего за один месяц. Для монтажа и ввода в эксплуатацию потребовалось три с половиной года, а на монтаж, начиная с момента опускания первого рабочего колеса, — чуть более двух лет, т. е. в среднем один месяц на агрегат. Во второй половине 1959 г. и в первой половине 1960 г. работы по монтажу рабочих механизмов турбин, а также генераторов велись одновременно на шести-семи агрегатах, что возможно только при большом числе опытных монтажников различных специальностей.
В целом по срокам монтажа и ввода агрегатов Волжская ГЭС им. XXII съезда КПСС является показательной, такие темпы до сих пор не достигнуты пи на одной ГЭС.


Рис. ΧΙΙ.11. График монтажа агрегатов Волжской ГЭС:
1— опускание полностью собранного и гидравлически испытанного рабочего колеса в камеру; 2— опускание в кратер собранного на монтажной площадке ротора генератора; 3 —пуск агрегата на холостой ход; 4 — ввод агрегата в эксплуатацию после 72-х часовых испытаний под нагрузкой

Установка закладных частей 15 радиально-осевых турбин Усть-Илимской ГЭС длилась около трех с половиной лет, монтаж статора в среднем потребовал двух-трех недель, а спиральной камеры — трех-четырех месяцев. Большинство статоров монтировались последовательно, в то время как в отдельные моменты спиральные камеры монтировались сразу на трех-четырех турбинах. Монтаж в основном выполнялся группами одновременно на трех- четырех агрегатах с  различными по срокам смещениями одноименных операций. В целом продолжительность монтажа всех гидроагрегатов составила четыре с половиной года.
Как показывает опыт скоростного монтажа крупных и мощных агрегатов с поворотнолопастными и радиально-осевыми турбинами, гидросиловое оборудование крупнейших в мире многоагрегатных ГЭС при правильной организации может быть введено в эксплуатацию всего за несколько лет.