Содержание материала

Для обеспечения нормальной работы в условиях длительной эксплуатации турбину оборудуют многими вспомогательными устройствами, главными из которых являются затворы (см. гл. VIII), клапаны срыва вакуума, лекажный агрегат, дренажные насосы, система централизованного автоматического смазывания механизмов направляющего аппарата, кран-балка с тельфером, перемещающаяся внутри шахты турбины и др. Кроме того, в состав турбины входят водяной, масляный и воздушный трубопроводы, а также сливные клапаны и холостые выпуски. Наряду с другим оборудованием турбина снабжается специальными приспособлениями и инструментами, необходимыми для монтажа и эксплуатации, а также комплектом запасных частей для замены наиболее быстро изнашивающихся.
Турбина оснащается многочисленными приборами, измеряющими и записывающими различные величины, сигнализирующими и предупреждающими о ненормальном состоянии и в предусмотренных случаях подающих импульс на автоматический останов агрегата.
Клапаны срыва вакуума. При быстром закрытии направляющего аппарата в процессе останова агрегата и при сбросе нагрузки в полости рабочего колеса возникает разрежение, которое при некоторых условиях достигает полного вакуума и приводит к нарушению сплошности потока. Вслед за этим полость рабочего колеса заполняется водой, движущейся из отсасывающей трубы к зоне разрежения. Возникает обратный удар движущейся с-высокой скоростью воды о рабочее колесо, что может привести к разрушению турбины. Во избежание этого устанавливаются клапаны срыва вакуума, автоматически открывающие доступ атмосферного воздуха в полость рабочего колеса и срывающие вакуум, если он там образуется. Особое значение клапаны срыва вакуума имеют для поворотно-лопастных турбин. Чтобы эффект от клапанов был наибольшим, их следует располагать возможно ближе к оси агрегата, т. е. в той зоне, в которой вакуум имеет наибольшее значение. В настоящее время применяются клапаны срыва вакуума без принудительного привода, открывающиеся только при наличии вакуума под тарелкой клапана. Такие клапаны, как показали испытания, удобнее и надежнее клапанов с принудительным приводом. На рис. VI.51 показан нормализованный клапан, а в табл. VI. 15 даны соответствующие размеры. При установке клапана его пружину следует поджать так, чтобы от усилия клапан открывался- на 10 мм. Это соответствует началу открытия клапана при вакууме под ним в пределах 0,012—0,015 МПа. Как правило, устанавливают не менее двух клапанов, располагая их симметрично. Обычно рекомендуемая суммарная проходная площадь клапанов срыва вакуума (м2) определяется по эмпирической зависимости F=Q/500, где Q — максимальный расход воды через турбину, м3/с.  
Клапан срыва вакуума
Рис. VI.51. Клапан срыва вакуума

Однако подсчитанная таким образом площадь нередко приводит к необходимости применять клапаны больших размеров, так как больше четырех клапанов на турбине не устанавливают. Поэтому практически суммарная проходная площадь клапанов (м2) обычно составляет F=(0,001-0,0003)Q.

Лекажный агрегат.

Агрегат служит для сбора протечек масла из сервомоторов и механизмов системы регулирования и управления гидроагрегатом и откачки этого масла в сливной бак насосного агрегата маслонапорной установки турбины. В некоторых турбинах с помощью лекажного агрегата могут быть опорожнены масляные трубы системы регулирования, а также нижняя ванна направляющего подшипника и полости в крышке турбины, предназначенные для охлаждения масла. Лекажный агрегат представляет собой резервуар, на котором установлен масловинтовой насос с подачей 0,8 л/с. Лекажный агрегат оборудован поплавковым устройством для автоматического включения насоса в зависимости от уровня масла в резервуаре, а также для подачи сигнала в том случае, если уровень масла по какой- либо причине превысил предусмотренный установкой. Лекажный агрегат соединен сливными и напорными трубами с сервомоторами, трубопроводами системы регулирования, ванной направляющего подшипника и полостями в крышке турбины, а также сливным баком насосного агрегата МНУ.
Лекажный агрегат располагают таким образом, чтобы полностью исключалась возможность попадания воды в его резервуар. Его также нельзя устанавливать в местах повышенной влажности, где возможна конденсация паров и, следовательно, обводнение масла.