В новых мощных поворотно-лопастных гидротурбинах с рабочими колесами диагонального типа (см. рис. VI.23) применяют закладные части и направляющий аппарат стандартизованных конструкций, поэтому монтаж их ничем не отличается от ранее описанного.
Сборка рабочего колеса.
На монтажной площадке крепят тумбу, внутри которой устанавливают поршень нижнего сервомотора, закрепленный на штоке. На тумбе устанавливают и крепят предварительно тщательно очищенный корпус рабочего колеса. Внутрь корпуса заводят рычаги и гайки. Последние предварительно подвешивают на специальных хомутах, закрепленных на фланце корпуса. За противовес и струбцину на пере лопасти и за трос, обхватывающий лопасть в месте перехода к фланцу, ее подвешивают па крюке крана. Изготовленные отдельно лопасти и цапфы соединены на заводе болтами. С помощью талей лопасти придают правильное положение и цапфой заводят в окно в корпусе и через рычаг в гайку. Гайку вручную наворачивают на резьбовую часть цапфы, конец которой вводят во втулку, запрессованную в траверсу. Груз снимают и струбцину переставляют в такое положение на пере лопасти, чтобы последнюю можно было вдвинуть на место. Гайки на всех цапфах обстукивают ключом и кувалдой и поворачивают на одинаковую дугу определенной длины, что принимают за нулевой натяг. Окончательную затяжку производят с помощью крана, усилие контролируют по углу поворота, заданному чертежом.
На корпус рабочего колеса опускают и крепят к нему цилиндр. Внутрь цилиндра вставляют крестовину с предварительно надетыми на пальцы серьгами. В отверстие в крестовине втягивают конец штока с насаженным на нем поршнем нижнего сервомотора, после чего шток закрепляют на крестовине гайкой, навернутой на его конец. Серьги соединяют с рычагами с помощью пальцев, заводимых изнутри, благодаря чему становится невозможным смещение последних наружу под действием центробежной силы.
Собирают уплотнения цапф лопастей, резиновые манжеты склеивают непосредственно на месте вокруг фланцев. Крепят крышку рабочего колеса с предварительно заглушенными центральным отверстием и отверстиями под болты фланцевого соединения с валом. Внутреннюю полость втулки заполняют маслом, полости сервомотора соединяют шлангами со специальной маслонасосной установкой и проводят полные гидравлические испытания на герметичность всех уплотнений как неподвижных, так и подвижных соединений. Определяют необходимые перестановочные усилия, проверяют ход поршня и крестовины, а также угол поворота лопастей.
Общая сборка агрегата.
После сборки и гидравлических испытаний рабочего колеса на монтажной площадке сливают масло, заполняющее втулку, удаляют крышку рабочего колеса и соединяют ее с приспособлением для переноса и опускания колеса в камеру.
Крышку рабочего колеса соединяют с цилиндром и рабочее колесо с лопастями в развернутом положении переносят и опускают в камеру до опирания лопастей на сферическую часть через медные прокладки толщиной несколько миллиметров. Крышку рабочего колеса отсоединяют и после снятия приспособления окончательно крепят к валу на монтажной площадке.
Вал, соединенный с крышкой рабочего колеса, внутрь которого вставлена штанга, опускают в кратер турбины. Сначала штангу присоединяют к штоку, затем вал с крышкой опускают до опирания ее фланцем на рабочее колесо, после чего крышку крепят к колесу. Такая последовательность работ по установке на место штанги и вала обычно вызвана недостаточной высотой машинного зала.
После установки рабочего колеса в камере и соединения его с крышкой и валом продолжают работы по сборке направляющего аппарата. Затем, с помощью гидравлических домкратов, размещаемых внутри опоры подпятника, вал приводят в вертикальное положение, горизонтальность его фланца проверяют уровнем. Для облегчения этой операции вал совместно с рабочим колесом приподнимают краном. Внутрь статора генератора опускают собранный на монтажной площадке ротор генератора и к нему подтягивают втулку подпятника, соединенную с вращающимся диском. Перемещая ротор краном и поворачивая его, добиваются соосности втулки ротора и вала, а также совпадения отверстий под соединяющие их болты. Снизу заводят несколько болтов, после чего ротор опускают до опирания на предварительно установленные на заданную отметку тормоза генератора. В таком положении снизу заводят несколько болтов, после чего монтируют систему гидравлических домкратов для подъема вала с рабочим колесом. Вал с рабочим колесом осторожно подтягивают к фланцу втулки ротора генератора — сначала до вхождения буртика в выточку, а затем до плотного прилегания сопрягаемых плоскостей фланцев. С помощью пневмогидравлического ключа затягивают все болты фланцевого соединения; усилия затяжки контролируют по абсолютным удлинениям, замеренным относительно стержней, расположенных в центральных отверстиях болтов.
К втулке ротора генератора крепят надставку вала, устанавливают крестовину генератора и собирают его направляющий подшипник. Поворотом ротора проверяют общую линию вала. Повторно проверяют вертикальность вала, после чего, отжимая сегментами направляющего подшипника генератора надставку вала, рабочее колесо центрируют относительно камеры. Собирают направляющий подшипник турбины, маслоприемник и выполняют все пусконаладочные работы, как па каждой поворотно-лопастной турбине.
Проверяют размеры зазоров между лопастями рабочего колеса и камерой при поднятом тормозами роторе агрегата и при опирании его на подпятник, после чего тарируют установленный в камере датчик зазоров.