Маслоприемник и штанги рабочего колеса (рис. VI.47) предназначены для подвода масла, поступающего под давлением от золотника, к сервомотору рабочего колеса (поворотно-лопастной, диагональной или специальной гидротурбин) для поворота лопастей, а также для отвода отработанного масла в бак маслонапорной установки. Наиболее простыми и надежными являются маслоприемники, расположенные в вертикальных турбинах над верхним торцом надставки вала генератора (рис. VI.48); в горизонтальных гидроагрегатах — маслоприемники, установленные в отверстии торца вала (рис. VI.49). Маслоприемники, охватывающие вал, значительно сложнее, менее надежны и неудобны в эксплуатации, поэтому применяются редко.
В установке маслоприемника наряду со штангами и трубами для подвода и отвода масла предусматривается механизм обратной, связи от штанг, связанных с сервомотором, к золотнику. На трубах к маслоприемнику или на кожухе располагают манометры и указатель положения лопастей. В рабочих колесах с поршневыми сервомоторами штанги связаны с поршнем и наряду с вращением совершают возвратно-поступательное движение, в случае крыльчатых сервомоторов штанги наряду с вращением совершают возвратно-поворотное движение. На маслоприемники высокого давления для гидравлических турбин разработан стандарт ОСТ 108.023.10—78, который устанавливает основные габаритные и присоединительные размеры, а также параметры для трех типоразмеров маслоприемников с внутренним диаметром d патрубков 100, 150 и 200 мм (рис. VI.50 и табл. VI.14). Выбор типоразмера маслоприемника производят по диаметру патрубка d, при этом скорость масла в подводящем трубопроводе должна быть не более 4 м/с.
Рис. VI.47. Схема маслоприемника и штанги рабочего колеса: 1 — траверса; 2 — корпус; 3 — штанга маслоприемника; 4 — прорезь; 5 — верхняя часть штанги вала; 6 — бронзовая втулка; 7 — средняя часть штанги; 8 — фланцы; 9 — нижняя часть штанги; 10 — винт; 11 — наружная труба; 12 — внутренняя труба; а, b, с — полости для прохода масла
Рис. VI.48. Маслоприемник
Рис. VI.49. Масловодоприемник:
1 — распределительная штанга; 2, 3, 6, 11 — кольцевые уплотнения; 5 — крышка; 7 — сливная ванна; 8 — корпус маслоприемника; 9 — букса; 10 — шток обратной связи (тяга); 12 — отражательное кольцо; 13 — штанги для подачи; 14 — винт; 15 — торцевое уплотнение; 16 — подвод и отвод воды
Рис. VI.50. Основные габаритные и присоединительные размеры маслоприемников МП 100-40 (с опорой), МП 150-40 и МП 200-40
Таблица VI.14. Основные размеры (мм) маслоприемников