Содержание материала

Такелажные работы.

При монтаже мощных гидротурбин, особенно на многоагрегатных ГЭС, работы по подъему, транспортированию и установке на место крупногабаритных тяжелых деталей, в том числе и в процессе укрупнительной сборки, являются одними из самых сложных и трудоемких, в значительной мере определяющих ход и цикл монтажа агрегата в целом.
Закладные части монтируют с помощью различных строительных (в том числе кабельных) кранов, предназначенных для установки арматуры и опалубки, подачи бетонной смеси и т. д. Для укрупнительной сборки используют автомобильные краны малой грузоподъемности на колесном и гусеничном ходу.
Для монтажа рабочих механизмов турбины пригодны в основном только мостовые, козловые или полукозловые краны большой грузоподъемности (до 500 т и выше). Для транспортирования и установки на место наиболее крупногабаритных и тяжелых узлов зачастую используют два крана, спаренных специально предусмотренной для этого траверсой.
Наиболее тяжеловесными узлами при монтаже гидротурбин являются полностью собранное на монтажной площадке рабочее колесо поворотно-лопастного типа и укрупненный блок крышки турбины. Значительной становится также масса блока, укрупненного для опускания в камеру и состоящего из рабочего колеса, соединенного с валом, и крышки турбины.
Для подъема, транспортирования и установки на место крупногабаритных тяжелых деталей и узлов (рабочих колес, валов, укрупненного блока крышки турбины и др.) заводы, изготавливающие турбины и генераторы, а также крановое оборудование, предусматривают специальные приспособления в виде подвесок, траверс, проушин, рымов и т. п. Для более легких деталей и узлов используют стальные тросы соответствующего диаметра.
Ответственными и трудоемкими являются работы по кантовке крупногабаритных и тяжелых деталей и узлов сложной формы (особенно турбин капсульных гидроагрегатов): кольцевых деталей, валов, радиально-осевых и поворотно-лопастных рабочих колес, штанг и др. Кантовку осуществляют двумя кранами или двумя крюками одного крана с опиранием одного конца детали или в воздухе без опирания.
Совместно с турбиной в составе монтажных приспособлений заводы-изготовители поставляют различные противовесы для уравновешивания при заводке на место цапф и лопастей поворотно-лопастных рабочих колес, подвески и рымы для кантовки корпуса рабочего колеса, штока сервомотора, штанг, вала и др.
В процессе монтажа широко используют различного рода лебедки, тали, гидравлические и механические домкраты и т. д.
Состояние кранового и другого подъемного и такелажного оборудования должно находиться под постоянным контролем со стороны руководящего персонала монтажных участков, систематически проверяться с устранением всех обнаруженных неисправностей, о чем вносят соответствующие записи в специальные журналы.
Сборка кольцевых деталей. Гидротурбинное оборудование содержит большое число крупногабаритных и тяжелых пространственных кольцевых деталей, состоящих из секторов, соединяемых между собой при монтаже электросваркой или с помощью фланцев и болтов. К первым относятся облицовка конуса отсасывающей трубы, камера рабочего колеса, статор турбины, спиральная камера, шахта турбины и др., ко вторым — нижнее и верхнее кольца направляющего аппарата, крышка турбины, опора подпятника, корпус направляющего подшипника и т. д. (см. рис. VI.8 и VI.23).
Подготовка секторов, свариваемых в кольцо, заключается в очистке и проверке стыковых кромок, стяжке временными шпильками без уступов, проверке правильности формы и размеров, центрировании в плане и по высоте при установке на место, в процессе и после сварки. Сварку секторов в кольца и последних между собой ведут в такой последовательности, чтобы не вызвать недопустимых деформаций и чрезмерных остаточных напряжений в швах.

Подготовка секторов, соединяемых между собой в кольца с помощью фланцев, заключается в очистке последних, удалении забоин и заусенцев, подготовке необходимых крепежных деталей и инструментов. При установке и затяжке крепежных деталей контролируют совпадение кромок, плотность прилегания фланцев, степень затяга болтов и шпилек и их фиксирование против самоотвинчивания,
Жесткие кольцевые детали в зависимости от массы переносят и устанавливают на место после укрупнительной сборки на монтажных или других площадках с помощью строительных или основных эксплуатационных кранов. В некоторых случаях укрупнительную сборку секторов в кольца ведут непосредственно на месте установки, как, например, при монтаже направляющих аппаратов турбин Волжской ГЭС им. XXII съезда КПСС в связи с необходимостью пропуска воды в период строительства.

Трубопроводные работы.

В процессе монтажа гидротурбинного оборудования выполняют большой объем работ по сборке воздушных, водяных и масляных трубопроводов диаметром до 250 мм и более на различные давления — до 10 МПа. В то время как детали крупных трубопроводов, предназначенные для высокого давления, имеющие перегибы в нескольких плоскостях и др., поставляются гидротурбинными заводами в готовом виде, для трубопроводов небольших диаметров поставляются трубы, фланцы и другие соединительные элементы.
При монтаже трубопроводы прокладывают в соответствии с технической документацией, пригоняя их по месту и приваривая фланцы или сваривая участки между собой.
Особое внимание уделяют монтажу закладных трубопроводов, главным образом защите их от коррозии. В некоторых случаях в зависимости от назначения для изготовления закладных трубопроводов используют трубы из коррозионно-стойкой стали.
Очищенные от грязи и шлака трубы собирают, присоединяют к соответствующим узлам и испытывают вместе с ними или отдельно на заданное давление согласно требованиям проекта, о чем составляют необходимые протоколы. Перед установкой все задвижки, вентили, краны и другую арматуру подвергают гидравлическим испытаниям для подтверждения паспортных данных.