Содержание материала

Обследование состояния организации контрольных наблюдений и надежности эксплуатации гидротехнических сооружений на действующих электростанциях показало, что за последние годы работа энергетических управлений и энергопредприятий по обеспечению надежности гидротехнических сооружений существенно улучшилась. Устраняются отмечавшиеся ранее недостатки; совершенствуются методы контроля за состоянием гидросооружений; введено в действие «Временное положение о надзоре за безопасностью гидротехнических сооружений электростанции» (СЦНТИ ОРГРЭС, 1973). Большинство гидротехнических сооружений находится в удовлетворительном состоянии.
Однако на ряде электростанций состояние гидротехнических сооружений все еще неудовлетворительное.
Установлены существенные нарушения требований ПТЭ (13-е издание) и упомянутого выше «Временного положения о надзоре за безопасностью гидротехнических сооружений электростанций».
Не ведутся должным образом наблюдения за осадкой и деформациями сооружений, фильтрацией и работой дренажных устройств, трещинообразованием в сооружениях, состоянием деформационных швов, креплением откосов; за состоянием сооружений, подверженных воздействию потока воды, за просадками и оползаниями, заилением и зарастанием бассейнов и каналов, за воздействием льда на сооружения и др.
Ослабление контроля за гидротехническими сооружениями привело на некоторых электростанциях к их аварийному состоянию.
На многих энергопредприятиях отсутствуют специалисты-смотрители или группы для наблюдений за состоянием гидротехнических сооружений; функции их возложены на работников, не имеющих специального образования и подготовки.
Недостаточна обеспеченность ряда гидротехнических сооружений контрольно-измерительной аппаратурой; осуществляются только визуальные наблюдения.
На ряде тепловых электростанций контрольно-измерительная аппаратура вообще не была предусмотрена проектом.
Недостаточно контролируются соответствующими службами ряда энергетических управлений инструктивные и методические материалы на электростанциях, что приводит к серьезным недостаткам в местных инструкциях по эксплуатации и наблюдениям за гидротехническими сооружениями. В ряде случаев эти инструкции неудовлетворительны и требуют переработки, а на некоторых энергопредприятиях вообще отсутствуют.
Во многих случаях содержание ведомостей контрольно-измерительной аппаратуры не отвечает ее действительному состоянию, а на некоторых электростанциях ведомости вообще отсутствуют.
На ряде энергопредприятий часть проектно-исполнительной документации утрачена.
Паспорта гидротехнических сооружений имеются на большинстве гидроэлектростанций; на тепловых электростанциях эти паспорта почти всюду отсутствуют. Форма паспортов и способы их заполнения весьма различны.
Отмечено несоответствие некоторых паспортных данных действительному состоянию сооружений; в паспортах отсутствуют сведения о выполненных ремонтах, реконструкциях и других изменениях.
На большинстве электростанций планируемый и выполненный объемы ремонтных работ на гидротехнических сооружениях не соответствуют фактической потребности.
Приведенные данные свидетельствуют о недостаточном контроле со стороны энергетических управлений и руководящего и инженерно- технического персонала энергопредприятий за эксплуатацией гидротехнических сооружений.
В целях повышения надежности гидротехнических сооружений энергопредприятий предлагается:
1. Усилить контроль за состоянием гидротехнических сооружений путем систематического обследования их в сроки, предусмотренные действующим «Временным положением о надзоре за безопасностью гидротехнических сооружений электростанций» (СЦНТИ ОРГРЭС, 1973); при обследовании руководствоваться действующей «Типовой технической программой обследования гидротехнических сооружений эксплуатируемых электростанций» (СЦНТИ ОРГРЭС, 1973).
2. Привести в порядок техническую документацию по гидротехническим сооружениям: эксплуатационные инструкции и технические паспорта, документацию по размещению и количеству контрольно-измерительной аппаратуры с указанием приборов, подлежащих восстановлению, по количеству циклов и точности наблюдений, проведенных с учетом фактического состояния сооружений.
3. Привлекать при необходимости специализированные научно- исследовательские и проектные организации для выявления причин обнаруженных нарушений и дефектов гидротехнических сооружений и разработки мероприятий по их устранению; принимать меры по своевременному выполнению разработанных мероприятий.
4. Установить контроль за выполнением графиков регулярных обследований, выполнением намеченных при обследовании планов мероприятий по повышению надежности и безопасности гидротехнических сооружений, финансированием работ по договорам с организациями, привлекаемыми к обследованию, устранению дефектов и наладке режимов эксплуатации сооружений, в соответствии с планами мероприятий.
5. Составить планы укомплектования гидроэлектростанций с напором выше 15 м контрольно-измерительной аппаратурой и принять меры к их оснащению в требуемом объеме.