Содержание материала

7.26. О предупреждении несчастных случаев при осмотре и ремонте вагонов после разгрузки их вагоноопрокидывателем
(ЦП № ЦТБ-2/76 от 4/V 1976 г.)

После разгрузки вагоноопрокидывателем, особенно при применении вибраторов, возникает необходимость в выполнении работ по установке выпавших маятниковых подвесок автосцепки, тормозных колодок и чек, закрытию открывшихся люков и их запорных устройств, соединению тормозных рукавов, заливке масла в буксы перед отправкой порожняка.
Анализ причин травматизма персонала, производящего техническое обслуживание вагонов, показал, что обслуживание часто ведется на ходу, ремонт производится на не закрепленных на путях вагонах, при ремонте автосцепки не соблюдается безопасный разрыв между вагонами в 5 м и они не закрепляются с обеих сторон башмаками, пролитое на железнодорожных путях и междупутьях масло своевременно не убирается.
Одной из причин травматизма является также отсутствие в должностных инструкциях указаний к действиям обслуживающего персонала (смазчика-осмотрщика вагонов, составителя, слесаря по ремонту вагонов) в случае обнаружения неисправностей вагонов.
Для предупреждения несчастных случаев при техническом обслуживании вагонов после разгрузки их вагоноопрокидывателем отдел по технике безопасности и промышленной санитарии Минэнерго СССР предлагает:
1. Привести местные инструкции персоналу, занятому техническим, обслуживанием вагонов, в соответствие с «Должностной инструкцией составителю поездов» («Транспорт», 1974) и «Инструкцией по технике безопасности осмотрщикам вагонов и слесарям по ремонту вагонов» («Транспорт», 1963).
2. Ограничить до минимума объем технического обслуживания вагонов на путях сбора порожняка за вагоноопрокидывателем. Основную работу по техническому обслуживанию вагонов производить на отправочных путях (выставочных, экипировочных), оборудованных для этой цели.
3. Обратить особое внимание при техническом обслуживании вагонов на путях сбора порожняка за вагоноопрокидывателем на соблюдение следующих правил техники безопасности:
а) запрещается устранение неисправностей и заливка масла в буксы движущегося вагона и при производстве маневровых работ;
б) до начала обработки состава под скаты вагонов должны укладываться тормозные башмаки для предупреждения самопроизвольного перемещения вагонов;
в) при ремонте автосцепки у вагонов, находящихся в составах и отдельных группах, должна производиться раздвижка вагонов на расстояние не менее 5 м с обязательной подкладкой тормозных башмаков под расцепленные вагоны со стороны промежутка;
г) рабочая зона должна поддерживаться в чистоте и очищаться от топлива, мусора, пролитого масла и пр.;
д) не допускается складирование запасных деталей вагонов, тормозных башмаков и тому подобного непосредственно на земле. Все детали должны размещаться на специальных стеллажах.

7.27. Об изменении п. 6-1 — 7 «Правил техники безопасности при обслуживании топливно-транспортного оборудования электростанций» (Атомиздат, 1973)
(Решение № ТБ-1/76 от 11/VI 1976 г.)

С целью упорядочения выполнения работ по опробованию оборудования топливоподачи отдел по технике безопасности и промышленной санитарии Минэнерго СССР и отдел охраны труда ЦК профсоюза рабочих электростанций и электротехнической промышленности приняли решение: п. 6-1 — 7 изложить в следующей редакции:
6-1 — 7. По графику, не реже 1 раза в месяц, путем опробования при работающих конвейерах должны проверяться:
а) тросовые и кнопочные аварийные выключатели;
б) тормоза всех типов (путем останова конвейеров под нагрузкой);
в) устройства по защите от завалов течек;
г) датчики реле схода ленты.
Аварийные выключатели должны также проверяться при приемке
конвейеров из ремонта.

7.28. О предупреждении несчастных случаю при эксплуатации железнодорожных путей узкой колен (ЦП № ЦТБ-3/76 от 14/VI 1976 г.)

На ряде предприятий Минэнерго СССР произошли несчастные случаи при эксплуатации железнодорожного транспорта узкой колеи.
Основными причинами этих несчастных случаев являются:
эксплуатация неисправных железнодорожных путей, подвижного состава (тележек, вагонеток, вагонов, мотовозов, электровозов, тепловозов) и тяговых лебедок;
несовершенная конструкция тележек и вагонеток, изготовленных без соответствующих проектов и без учета требований безопасности для обслуживающего персонала;
нарушение габаритов приближения строений, оборудования, изделий к рельсовым путям;
отсутствие организованных (оборудованных) переходов и переездов через пути и предупредительных знаков на подъездных и внутрицеховых путях;
отсутствие безопасных проходов вдоль железнодорожных путей; несвоевременная очистка междупутий от снега, шлака и мусора;
проведение ремонтных работ и очистки железнодорожных путей без обеспечения безопасности ремонтного персонала;
допуск к обслуживанию и ремонту железнодорожных путей подвижного состава и тяговых механизмов необученных и неаттестованных рабочих и инженерно-технических работников.
Для организации правильной и безопасной эксплуатации узкоколейных железных дорог отдел по технике безопасности и промышленной санитарии Минэнерго СССР предлагает:
1. Проверить устройство всех внутризаводских железнодорожных путей на их соответствие утвержденной проектной документации и техническим указаниям по проектированию железных дорог узкой колеи — СН-251 — 63 (Изд-во литературы по строительству, 1963).
2. Составить технические паспорта с указанием основных технических и эксплуатационных характеристик на все железнодорожные сооружения, устройства, механизмы и оборудование.
3. Разработать и утвердить местные инструкции по безопасной организации движения поездов, маневровых, погрузо-разгрузочных и ремонтно-путевых работ и установить строгий контроль за их выполнением.
.4. Произвести проверку знаний «Правил технической эксплуатации железных дорог СССР» и местных инструкций по безопасной организации движения поездов, маневровых, погрузо-разгрузочных и ремонтно-путевых работ у всех должностных лиц, связанных с эксплуатацией и обслуживанием железнодорожных путей, подвижного состава и тяговых механизмов.
5. Разработать и утвердить графики осмотров сооружений и устройств железных дорог. Обязать должностных лиц, несущих ответственность за содержание железнодорожных путей в исправном состоянии, результаты осмотров и мероприятия по устранению обнаруженных неисправностей заносить в специальный журнал осмотра железнодорожных путей.
6. Разработать и утвердить графики планово-предупредительных ремонтов и осмотров состава и тяговых механизмов. Результаты ревизии и ремонта подвижного состава и тяговых механизмов должны быть занесены в специальный журнал с указанием даты и фамилии лица, их производившего.
7. Обеспечить все путевые бригады переносными сигнальными знаками, обозначающими запрещение проезда железнодорожных составов или ограничение скорости их движения по участкам, где ведутся путевые ремонтные работы.
8. Обеспечить все прижелезнодорожные базы и склады необходимым количеством инвентарных тормозных башмаков и запретить использование в качестве тормозящих устройств случайных предметов.
9. Запретить ручную винтовую сцепку подвижного состава при отсутствии буферных устройств, а также эксплуатацию технически неисправного подвижного состава и железнодорожных путей, имеющих повышенный износ стрелочных переводов, рельсов, шпал и т. д.
10. Запретить откатку несцепленных вагонов и подачу вагонов (платформ) с грузами, выступающими за габариты из кузовов, а также толкание платформы с длинномерными материалами впереди локомотива (электровоза).
11. Запретить посторонним лицам хождение по железнодорожным путям.
Для обеспечения безопасных условий при эксплуатации железнодорожных путей и составления местных и должностных инструкций следует руководствоваться «Правилами технической эксплуатации железных дорог СССР» и соответствующими разделами «Правил техники безопасности при обслуживании топливно-транспортного оборудования электростанций» (Атомиздат, 1973), «Правил безопасности при
строительстве подземных гидротехнических сооружений» («Недра», 1970) и других правил, утвержденных Минэнерго СССР и Госгортехнадзором СССР.

7.27. О предупреждении несчастных случаев при шиномонтажных работах
(ЦП № 44 - 25/2 от 14/X 1968 г., ЦП № ЦТБ-9/74 от 12/Х 1974 г. и ЦП № ЦТБ-4/76 от 17ДХ 1976 г.)

На предприятиях Минэнерго СССР имели место несчастные случаи при производстве шиномонтажных работ.
Основными причинами несчастных случаев послужили нарушения «Правил техники безопасности для предприятий автомобильного транспорта» («Транспорт», 1974).
На ряде предприятий отсутствуют специально оборудованные стенды для шиномонтажных работ, укомплектованные необходимыми страхующими и защитными приспособлениями, таблицами предельных давлений для различных типов применяемых на предприятии шин и инструкциями по технике безопасности.
6 связи с этим имели место:
некачественно выполненный монтаж покрышек на обод, имеющий трещины, вмятины, заусенцы, а также монтаж стопорных колец
с явными дефектами;
применение кувалды при монтаже колес и посадке на место стопорных колец;
производство шиномонтажных работ в ремонтно-механических мастерских вне стендов для накачивания шин;
допуск к шиномонтажным работам лиц, не прошедших обучения и проверки знаний правил техники безопасности и не получивших инструктажа на рабочем месте;
ослабление внимания ИТР к вопросам техники безопасности при производстве шиномонтажных работ.
В целях предотвращения несчастных случаев при производстве шиномонтажных работ отдел по технике безопасности и промышленной санитарии Минэнерго СССР предлагает:
1. Назначать приказом по автохозяйству лиц, ответственных за исправное состояние шиномонтажных стендов, предохранительных приспособлений, компрессорного хозяйства и безопасное производство шиномонтажных работ.
2. Оборудовать участки шиномонтажных работ стендами для накачивания шин, укомплектованными необходимыми приборами, страхующими и защитными приспособлениями. Обеспечить рабочие места таблицами предельных давлений для используемых на предприятии типов шин, инструкциями и плакатами по технике безопасности при шиномонтажных работах.
3. Запретить допуск к работам без обучения и проверки знаний правил техники безопасности и проведения инструктажа на рабочем месте рабочих-шиномонтажников, шоферов, машинистов автомобильных кранов и самоходных механизмов на пневмоколесном ходу.
4. Не допускать случаев нарушения сроков проверки знаний «Правил техники безопасности для предприятий автомобильного транспорта» руководителями автотранспортных хозяйств и другими инженерно-техническими работниками, связанными с ремонтом и обслуживанием автомобилей, кранов и механизмов на пневмоколесном ходу.

7.30. О предупреждении несчастных случаев, связанных с запуском двигателей тракторов и других машин на гусеничном ходу (ЦП № ЦТБ-3/77 от 13/VII 1977 г.)

На предприятиях Минэнерго СССР имели место несколько несчастных случаев с тяжелым исходом при запуске дизельных двигателей тракторов.
Перед операциями по запуску пускового и основного двигателей трактористы, находясь на гусеничной лейте, не выключали сцепление и при внезапном движении механизма после запуска двигателя падали и получали тяжелые травмы.
В целях предотвращения подобных случаев при запуске двигателей отдел по технике безопасности и промышленной санитарии Минэнерго СССР предлагает руководителям предприятий и организаций:
1. Запретить применение неисправных тракторов и других самоходных машин. Усилить контроль за исправным состоянием тракторов и механизмов на местах стоянок перед началом их эксплуатации.
2. Обеспечить персонал, использующий трактора и самоходные машины, производственными инструкциями по безопасной их эксплуатации.
3. Организовать инструктаж всех трактористов и машинистов по правилам запуска двигателей тракторов и других самоходных машин
на гусеничном ходу.
Контроль за исполнением настоящих указаний возлагается на тресты, управления строительствами и энергетические управления.