Содержание материала

7.17. О повышении безопасности ремонтных работ на арматуре трубопроводов пара и горячей воды (ЦП № ЦТБ-6/74 от 8/VIII 1974 г.)

Основной причиной несчастных случаев при ремонте арматуры и трубопроводов пара и горячей воды являются некачественная подготовка ремонтируемого участка трубопровода, неплотности отключающей арматуры и отсутствие дренажных устройств. В ряде случаев работы по ремонту арматуры и трубопроводов производились без нарядов с применением опасных приемов.
В целях обеспечения безопасности ремонтных работ на трубопроводах пара и горячей воды отдел по технике безопасности и промышленной санитарии Минэнерго СССР предлагает:
1. Запретить производство ремонтных работ на участках трубопроводов пара и горячей воды, не отвечающих требованиям «Правил техники безопасности при эксплуатации теплосилового оборудования электростанций», Атомиздат, 1972 (отсутствие дренажей, воздушников, надежной отключающей арматуры).
2. Запретить производство ремонтных работ на трубопроводах пара и горячей воды при отсутствии наряда.
3. В нарядах на ремонт трубопроводов указывать номера и названия арматуры согласно действующим схемам.
4. Обеспечивать тщательную проверку правильности подготовки рабочего места ответственными руководителями, производителями работ по наряду и допускающими.
7.18. О случаях производственного травматизма при сцепке и буксировке транспортных средств (ЦП № ЦТБ-7/74 от 19/VIII 1974 г.)

Анализ травматизма на автотранспорте показывает, что на предприятиях имели место тяжелые несчастные случаи, связанные со сцепкой транспортных средств для их буксировки.
Причинами несчастных случаев являлись:
некачественное обучение правилам техники безопасности водителей и рабочих, обслуживающих транспорт;
отсутствие должной организации и надзора за безопасным производством работ со стороны инженерно-технических работников;
назначение на должности механиков и водителей лиц, не имеющих специальной производственной подготовки для выполнения порученной им работы.
В связи с вышеизложенным отдел по технике безопасности и промышленной санитарии Минэнерго СССР предлагает руководителям предприятий и организаций обеспечить выполнение следующих мероприятий:
1. Ознакомить с настоящим циркулярным письмом весь водительский состав и рабочих, обслуживающих транспортные средства.
2. Проверить в автохозяйствах наличие буксировочных средств (тросов, канатов, цепей, штанг) и их соответствие требованиям действующих правил.
3. Регулярно проводить инструктаж по правилам сцепки, расцепки и буксировки автомобилей и других транспортных средств всего водительского состава и рабочих, обслуживающих транспортные средства.

7.19. Об унификации формы наряда, применяемого для производства работ в теплосиловых, топливно-транспортных, тепловой автоматики и измерений и химических цехах, а также на гидромеханическом оборудовании и гидротехнических сооружениях электростанций (Решение № 4/74 от 28/X 1974 г.)

В целях сокращения числа форм нарядов, применяемых для производства работ на энергетических предприятиях, отдел по технике безопасности и промышленной санитарии Минэнерго СССР и отдел охраны труда ЦК профсоюза рабочих электростанций и электротехнической, промышленности приняли решение:
унифицировать форму наряда, применяемого в теплосиловых, топливно-транспортных, ТАИ и химических цехах, а также на гидромеханическом оборудовании и гидротехнических сооружениях электростанций. Принять в качестве единой формы бланк наряда, предусмотренный Правилами техники безопасности при эксплуатации теплосилового оборудования электростанций (Атомиздат, 1972), со следующим изменением: наименование графы 1 таблицы (стр. 74) «Изменение состава бригады» дополнить словами: «группа по технике безопасности».
При оформлении наряда группу по технике безопасности указывать в тех случаях, когда это предусматривается соответствующими правилами техники безопасности.

7.20. О групповом несчастном случае на строительстве Белоярской АЭС
(ЦП № ЦТБ-5/74 от 26/Х 1974 г.)

На электростанции при эксплуатации подвесной люльки произошел групповой несчастный случай в результате грубого нарушения правил техники безопасности и проекта производства работ:
люлька была допущена к эксплуатации без испытания на динамическую нагрузку;
вместо металлических консолей, предусмотренных проектом производства работ, люлька была подвешена на сосновые брусья с продольными трещинами глубиной 30—50 мм;
предусмотренная проектом специальная консоль для подвеса страховочного троса не была установлена, вследствие чего рабочие не могли пользоваться предохранительными поясами;
ручная лебедка была установлена с косым натяжением троса, что привело к неправильной навивке троса на барабан и его соскальзыванию на вал лебедки;
ручные лебедки для подъема люльки были допущены в эксплуатацию без технического освидетельствования и разрешения ответственного лица;
в люльке работали одновременно 3 чел, в то время как проектом предусмотрена работа не более 2 чел.
В целях предупреждения подобных несчастных случаев отдел по технике безопасности и промышленной санитарии Минэнерго СССР предлагает;
1. Разрешение на эксплуатацию люлек давать только после проверки их соответствия проекту и испытаний на статическую нагрузку грузом, превышающим расчетный на 50%, динамическую нагрузку грузом, превышающим расчетный на 10%, с составлением акта испытания.
2. Лебедки, служащие для подъема люлек, подвергать техническому освидетельствованию и допускать к эксплуатации с разрешения лица, ответственного за безопасную эксплуатацию грузоподъемных машин.
3. К работе на лебедках допускать только обученных и проинструктированных рабочих.
4. Инженерно-техническим работникам ежедневно перед началом работы проверять исправность лебедок, а также надежность их крепления и загрузки балластом, состояние люлек (настила, ограждений), тросов, их крепление к люльке и барабану лебедки, а также надежность крепления консолей.
5. Разрешать производство работ только при наличии страховочного троса, за который рабочие, находящиеся в люльке, должны крепить карабины предохранительных поясов.

7.21. Об изменении п. 8-2-10 «Правил техники безопасности при обслуживании устройств тепловой автоматики, теплотехнических измерений и защит»
(Решение № ТБ-4/75 от 23/VI 1975 г.)

Отдел по технике безопасности и промышленной санитарии Минэнерго СССР и отдел охраны труда ЦК профсоюза рабочих электростанций и электротехнической промышленности приняли решение изложить п. 8-2-10 «Правил техники безопасности при обслуживании устройств тепловой автоматики, теплотехнических измерений и защит» (Атомиздат, 1974) в следующей редакции:
8-2-10. Допускающим к работам на установках цеха ТАИ по нарядам является начальник смены этого цеха. При отсутствии должности начальника смены цеха допускающим может быть старшее оперативное лицо в смене цеха ТАИ или предприятия.
Допуск к работам по устным распоряжениям может осуществлять старшее лицо оперативного или ремонтного персонала цеха ТАИ. Во всех случаях допуск к работам производится с разрешения начальника смены цеха, в котором расположены установки цеха ТАИ.
Список лиц оперативного и ремонтного персонала, имеющих право осуществлять допуск бригад к работам на установках цеха ТАИ, должен быть утвержден главным инженером предприятия.

7.22. Об исключении подразделов 10—12 разд. IV и изменении редакции п. 7-12 «Правил техники безопасности при обслуживании устройств тепловой автоматики, теплотехнических измерений и защит» (Атомиздат, 1974) (Решение № ТБ-3—75 от 29/V 1975 г.)

Отдел по технике безопасности и промышленной санитарии Минэнерго СССР и отдел охраны труда ЦК профсоюза рабочих электростанций и электротехнической промышленности приняли решение:
1. Подразделы 10—12 разд. IV «Правил техники безопасности при обслуживании устройств тепловой автоматики, теплотехнических измерений и защит» (Атомиздат, 1974) отменить из-за несоответствия их «Правилам пользования инструментом и приспособлениями, применяемыми при ремонте и монтаже энергетического оборудования» (Энергия, 1973).
2. П. 7-12 изложить в следующей редакции:
7- 12. Отключение датчиков от трубопроводов (сосудов) должно производиться закрытием первичных (отборных) вентилей на импульсных линиях без применения рычага. Если датчик с импульсными линиями подключен к разным отборным устройствам, должны быть закрыты первичные (отборные) вентили на всех этих устройствах.
Отключение датчиков от трубопроводов (сосудов) с давлением выше 6 МПа (60 кгс/смг) должно производиться закрытием двух последовательно установленных запорных вентилей, один из которых (отборный) находится непосредственно у трубопровода (сосуда), другой — на импульсной линии перед датчиком.
Ремонт импульсных линий с давлением выше 6 МПа (60 кгс/см2) должен производиться при отключенных трубопроводах (сосудах). Возможность ремонта без отключения трубопроводов (сосудов) с соблюдением требований пп. 7-5 и 7-23 определяет главный инженер электростанции.
7.23. О предупреждении несчастных случаев при строительстве и эксплуатации лесов и подмостей (ЦП № ЦТБ-44/75 от 8/IX 1975 г.)

На предприятиях Минэнерго СССР допущены случая травматизма при строительстве и эксплуатации различных лесов и подмостей.
Анализ показал, что основными причинами этих несчастных случаев являются:
применение неинвентарных лесов и подмостей, устроенных без проектов и расчета на прочность или с отступлениями от имеющихся утвержденных проектов, а также выполненных с нарушениями правил техники безопасности;
допуск рабочих к производству работ на недостроенных или частично демонтированных лесах;
формальное выполнение инженерно-техническим персоналом обязанностей по приемке вновь построенных лесов и подмостей в эксплуатацию и по надзору за их исправным состоянием.
В результате нарушений строительных норм и правил техники безопасности происходили обрушения несущих конструкций лесов, и подмостей вместе с находящимися на них рабочими или падение рабочих с неогражденных или незакрепленных настилов.
Отдел по технике безопасности и промышленной санитарии Минэнерго СССР предлагает руководителям строительно-монтажных организаций и промышленных предприятий:
1. Привести все находящиеся в эксплуатации леса, подмости и другие средства подмащивания в соответствие с типовыми проектами, строительными нормами и правилами техники безопасности.
2. Устройство неинвентарных лесов и подмостей разрешать только при наличии индивидуальных проектов с визой службы техники безопасности и расчетов на прочность и устойчивость.
3. Обеспечить соблюдение правил приемки лесов в эксплуатацию и ежедневного осмотра их прорабами или мастерами с соответствующей записью в журналах.
4. К монтажу и демонтажу лесов и подмостей на высоте допускать рабочих, имеющих необходимые трудовые навыки, прошедших медицинский осмотр и получивших инструктаж по технике безопасности при работах по их сооружению.
5. Обеспечить выполнение линейными инженерно-техническими работниками требований СНиПIII-А. II—70 по руководству и контролю за работами по монтажу и демонтажу лесов.
6. Не допускать к работам по монтажу и демонтажу лесов рабочих без защитных касок.
7. Лично контролировать деятельность инженерно-технических работников по созданию ими безопасных условий труда работающим на лесах.

7.24. О предупреждении несчастных случаев и аварий при эксплуатации грузоподъемных кранов (ЦП № ЦТБ-5/75 от 5/I 1976 г.)

Анализ несчастных случаев, происшедших на стройках и предприятиях Минэнерго СССР при эксплуатации грузоподъемных кранов, показал, что основными техническими причинами их возникновения явились:
перегрузка грузоподъемных кранов;
эксплуатация технически неисправных кранов и грузозахватных приспособлений;
отступления от технологии выполнения работ, предусмотренной проектами производства работ при ремонте кранов и работах с применением кранов;
касание проводов линий электропередачи стрелами кранов;
неправильная стропка перемещаемых кранами грузов;
отсутствие (или неприменение) приспособлений и индивидуальных средств защиты, обеспечивающих безопасность труда при перемещении грузов кранами.
В результате недостаточного надзора инженерно-технических работников, ответственных за безопасную эксплуатацию кранового хозяйства, в некоторых организациях и на предприятиях допускается производство работ с применением грузоподъемных кранов и механизмов без проектов производства работ или технологических карг, без схем стропки грузов, а также работа кранов в опасных условиях без нарядов-допусков.
Имеют место факты неудовлетворительного обучения и повышения квалификации рабочих и ИТР, обслуживающих краны; рабочим не всегда выдаются на руки инструкции по технике безопасности.
Мастера и прорабы, организующие производство работ с применением грузоподъемных кранов и механизмов, не всегда проверяют их исправность и наличие индивидуальных защитных средств и приспособлений, обеспечивающих безопасность труда работающих, поручают руководство работой кранов в сложных и опасных условиях рабочим, не имеющим необходимой квалификации и Опыта.
Отдел по технике безопасности и промышленной санитарии Минэнерго СССР предлагает руководителям организаций и предприятий:
1. Проверить состояние грузоподъемных кранов и механизмов, наличие и исправность приборов безопасности и грузозахватных приспособлений и привести их в соответствие с требованиями правил Госгортехнадзора.
2. Проверить наличие и правильность оформления удостоверений у рабочих и ИТР, осуществляющих надзор за кранами, управление, ремонт и обслуживание их.
Лиц, не прошедших обучение и аттестацию, отстранить от работ по эксплуатации и ремонту кранов.
3. Обеспечить исправное содержание кранов, подкрановых путей, тоннелей, грузозахватных приспособлений, контейнеров и тары для штучных и сыпучих грузов. Оснастить все краны в соответствии с их типами и назначением:
а) приборами безопасности — ограничителями грузоподъемности и высоты подъема груза, противоугонными устройствами, креномерами, приборами автоматической сигнализации опасного напряжения (АСОН) и анемометрами;
б) оборудовать все крюки грузозахватных приспособлений замыкающими устройствами, а блоки грузовых и стреловых тросов — устройствами, предупреждающими выпадение тросов;
в) автомобильные краны обеспечить комплектами заземляющих устройств.
4. Работы с применением грузоподъемных кранов и механизмов производить в строгом соответствии с проектами производства работ,
технологическими картами, схемами стропки грузов, инструкциями и правилами по технике безопасности.
5. Работу самоходных кранов вблизи линий электропередачи, независимо от того, отключена она или находится под напряжением, допускать только при непосредственном руководстве инженерно-технического работника, ответственного за безопасное производство работ, при наличии разрешения владельца линии электропередачи и наряда- допуска.
6. Для погрузочно-разгрузочных работ на заводах, полигонах, складах, прирельсовых базах и укрепительно-сборочных площадках разработать я ввести в употребление технологические карты по погрузке, складированию и укладке на транспортные средства конструкций, оборудования и других грузов.
7. Обязать лиц, ответственных за безопасное производство работ С применением кранов:
а) при выдаче задания крановщикам и стропальщикам на производство работ подробно инструктировать их о весе груза и способах его зацепки и стропки;
б) лично проверять правильность установки крана на месте работ и соответствие крана выполняемой работе по грузоподъемности и другим характеристикам.
8. Организовать получение от метеорологических станций долгосрочных прогнозов погоды и сведений о ежедневном состоянии погоды и доводить эти сведения до непосредственно работающих на кранах.

7.25. О порядке проверки знаний правил пожарной безопасности
(Информация № 1/76 Управления военизированной охраны и гражданской обороны предприятий Минэнерго СССР)

В соответствии с приказом министра Минэнерго СССР от 27/1 1976 г. №(45 «О введении в действие «Типовых правил пожарной безопасности для промышленных предприятий» предусмотрено п. 2а проведение проверок у рабочих, служащих и инженерно-технического персонала знаний правил пожарной безопасности не реже 1 раза в 2 года.
Управление военизированной охраны и гражданской обороны предприятий Минэнерго СССР разъясняет, что на электростанциях, подстанциях, заводах и других промышленных предприятиях, а также на строительствах необходимо:
1. Проверку знаний правил пожарной безопасности совместить с проверкой знаний соответствующими комиссиями и по срокам согласно требованиям «Руководящих указаний по организации работы с персоналом на электростанциях, в электрических и тепловых сетях (СЦНТИ ОРГРЭС, 1971) и «Руководящих указаний по организации работы по технике безопасности с персоналом строительных, монтажных организаций и предприятий строительной индустрии» (Информэнерго, 1970).
Для лиц, подлежащих проверке знаний 1 раз в 3 года, проводить проверку отдельными комиссиями.
2. Результаты проверки знаний правил безопасности следует фиксировать отдельной записью в журнале проверки знаний, а в удостоверениях — в разделе допуска к производству специальных работ.
Данная информация согласована с Главным техническим управлением по эксплуатации энергосистем, отделом техники безопасности и промышленной санитарии и Государственной инспекцией по эксплуатации электростанций и сетей Минэнерго СССР.