Содержание материала

На некоторых тепловых электростанциях произошли деформации и обрушения строительных конструкций газоходов: стен, перекрытий, несущих ферм.
Основные причины обрушений: взрыв газовой смеси в газоходах, недопустимое отложение в них золы, значительные повреждения газоходов от сернокислотной и сульфатной коррозии, от увлажнения конструкций конденсатом и циклического замерзания его в элементах конструкций (стенах, покрытиях и перекрытиях), применение кипящих сталей для несущих конструкций (ферм, колонн).
В целях исключения обрушения газоходов необходимо:
1. Периодически проверять наличие и работоспособность соответствующих технологических защит и блокировок, действующих на отключение котла для предотвращения взрыва в газоходах. Вывод из работы защит и блокировок допускается лишь в исключительных случаях с разрешения главного инженера энергопредприятия и с записью об этом в оперативном журнале.
2. Проверять состояние и ведение технической документации, в том числе инструкций по эксплуатации котлов, и при необходимости вносить в них изменения и дополнения, повышающие требования безопасности в отношении режимов растопки и эксплуатации котлов при работе на взрывоопасных топливах.
3. Систематически осуществлять технический надзор за газоходами; проводить осмотры и обследования газоходов с целью выявления дефектов и повреждений, необходимости проведения ремонтов, а также для контроля золовых отложений, руководствуясь «Инструкцией по эксплуатации железобетонных дымовых труб и газоходов на тепловых электростанциях» (СЦНТИ ОРГРЭС, 1970) и «Инструкцией по контролю за эоловыми отложениями в газоходах после дымососов на тепловых электростанциях» (СПО ОРГРЭС, 1976).
Выпустить специальное распоряжение по энергопредприятию, регламентирующее порядок наружных и внутренних осмотров и обследований дымовых труб и газоходов.
На газоходах, расположенных на высоте, где невозможно использовать переносные лестницы, оборудовать стационарные площадки и лестницы или передвижные механизмы для проведения осмотров
конструкций (в том числе сварных швов в несущих металлоконструкциях) газоходов в процессе эксплуатации.
4. Для исключения перегрузки газоходов необходимо установить предельные (расчетные) нагрузки от отложений золы в газоходах и не допускать их превышения. Указанные нагрузки уточнить в проектных организациях или определить их поверочным расчетом. Для газоходов, имеющих повреждения, предельные нагрузки должны быть скорректированы в соответствии с их фактической несущей способностью.
5. Выполнение ремонтных работ, связанных с выходом людей на кровлю или внутрь газоходов, очистку золовых отложений производить только по специально разработанному проекту производства работ и после проведения специального инструктажа персонала.
6. Разработать конструкции инвентарных устройств для уборки и транспортирования золы из газоходов, а также системы механической или пневматической очистки газоходов от золы.
7. Для уменьшения сернокислотной и сульфатной коррозии необходимо при замене конструкции и ремонте газоходов применять кислотостойкие и плотные материалы, например для стен и футеровок кислотоупорный кирпич на кислотоупорном растворе или силикатополимерный бетон.
8. При увлажнении стен и перекрытий газоходов и циклическом их замерзании следует по внутренней поверхности газоходов укладывать пароизоляцию, препятствующую прониканию паров в конструкции. В качестве пароизоляции наиболее целесообразно применять торкретбетон, приготовленный на портландцементе или глиноземистом цементе, руководствуясь Экспресс-информацией № 3 (214), серии Эксплуатация оборудования энергосистем — «Защита конструкций дымовых труб и газоходов торкрет-бетоном» (СЦНТИ ОРГРЭС, 1975).
9. В несущих металлоконструкциях газоходов (фермах, колоннах) не допускать применения кипящих сталей.
10. При наличии вибрации газоходов и их несущих конструкций разрабатывать и осуществлять мероприятия по ее устранению.
11. Обратить особое внимание на недопустимость в дальнейшем проектирования и сооружения вспомогательных помещений и пристроек под газоходами.
Вспомогательные помещения и пристройки под газоходами, которые используются для частого пребывания в них людей (чаще 2—3 раз в неделю в течение часа и более), должны быть перенесены из-под газоходов в другие безопасные места.
Газоходы над помещениями с редким пребыванием людей (2—3 раза в неделю по 1 ч, не более) должны осматриваться не реже 1 раза в 3 мес с наружной стороны и не реже 1 раза в год — с внутренней. При обнаружении в них повреждений (частичных разрушений покрытий, смещения опор, выпучиваний и искривлений стен и других мелких повреждений, которые могут привести к более значительным повреждениям), а также при невозможности своевременного проведения чистки газоходов от золы на вход в эти помещения выдавать специальные разрешения с предварительным проведением инструктажа.
12. Осуществлять систематический контроль за выполнением требований данного циркуляра. При выявлении на электростанциях отступлений от требований циркуляра сообщать немедленно районному инженеру-инспектору Государственной инспекции по эксплуатации Минэнерго СССР и в Главтехуправление. Предписания районного инженера-инспектора об устранении выявленных недостатков должны выполняться в установленные сроки.