Содержание материала

Масляное хозяйство турбоустановок представляет собой значительную пожарную опасность.
В большинстве случаев пожары в турбинных отделениях электростанций возникали вследствие нарушения плотности масл©системы из- за недостатков конструкций, низкого качества изготовления, монтажа и ремонта, а также дефектов сварных соединений и неудовлетворительной работы систем регулирования турбин.
Для предотвращения возникновения пожаров из-за воспламенения масла электростанциям выполнить следующее:

КОНСТРУКТИВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

1. На вновь монтируемых турбинах все внешние маслопроводы, включая маслопроводы системы смазки, изготавливать из труб по ГОСТ 8734—75 и ГОСТ 8732—78 с предельными отклонениями по толщине стенки по ГОСТ 9567 — 75 и укомплектовывать их только стальной арматурой. Установка стальной арматуры с плоскими фланцами допускается только в случае конструктивной необходимости (например, на корпусных деталях масляных насосов, маслоохладителей, обратных клапанов и т. п.). При этом следует обеспечить тщательную пришабровку фланцевых соединений.
Для всех сливных маслопроводов применять фланцы с выступом стальные плоские приварные на Ру = 0,12 : 0,25 МПа (1,2 ч- 2,5 кгс/см2) (ГОСТ 1255—67). Для всех напорных маслопроводов системы смазки,
уплотнений вала генератора и систем регулирования применять фланцы с выступом и впадиной (ГОСТ 12831 —67) или с шипом и пазом (ГОСТ 12832—67) для рабочего давления до 0,6 МПа (6 кгс/см2) включительно — на Ру— 1 МПа (10 кгс/см2): до 1,2 МПа (12 кгс/см2) включительно — на Ру = 1,6 МПа (16 кгс/см2); до 2 МПа (20 кгс/см2) включительно - на Ру = 40 МПа (40 кгс/см2)• до 4,5 МПа (45 кгс/см2) включительно - на Ру = 6,4 МПа (64 кгс/см2). Изготовление крепежа фланцев из сталей более низкого качества, чем Ст5, запрещается.
Замена плоских фланцев на внешних маслопроводах систем смазки и регулирования ранее установленных турбин фланцами с выступом и впадиной или с шипом и пазом производится в сроки, утверждаемые энергетическим управлением.
Для выпущенных ранее типов турбин, у которых фланцы корпусов узлов системы регулирования не имеют соответствующих посадочных поверхностей и выполнение таких поверхностей невозможно, в порядке исключения допускается сохранение плоских фланцев с установкой на них плотных кожухов с дренажем или установкой на разъеме фланцевого соединения уплотнительных хомутов с резиновыми прокладками по периферии фланцев.
Места подключения (ниппельные, фланцевые и др.) к картерам и сборочным единицам системы регулирования должны изготавливаться на заводах — изготовителях турбин.
Рабочие чертежи опор маслопроводов должны разрабатываться турбинными заводами. Трасса маслопроводов должна иметь достаточную самокомпенсацию и не иметь линзовых компенсаторов.
1. Внешние напорные маслопроводы, находящиеся в зоне горячих поверхностей, заключить в специальные плотные защитные короба из листовой стали толщиной не менее 3 мм. Нижняя часть коробов должна иметь уклон для стока масла в сборную трубу диаметром не менее Dy = 75 мм, соединенную с емкостью аварийного слива масла, независимо от коллектора аварийного слива.
Короба изготавливаются в соответствии с чертежами заводов— изготовителей турбины; в случае отсутствия таких чертежей изготовление коробов производится по месту в соответствии с чертежами типовых конструкций уплотнений мест прохода труб, разрабатываемыми ХФ ЦКБ Главэнергоремонта.
При капитальных ремонтах короба должны проверяться на плотность заполнением водой.
3. Маслопроводы внезащитных коробов отделить от горячих поверхностей защитными экранами, а их фланцевые и другие соединения (тройники и др.) заключить в специальные кожухи с отводом дренажа в безопасное место. Кожухи фланцевых соединений должны охватывать фланцы, сварные швы и участки трубы длиной 100—120 мм от сварного шва. По мере перехода на гидродинамический способ очистки маслосистемы рекомендуется уменьшать количество наружных фланцевых соединений.
1. Для аварийного слива масла из маслосистем турбоагрегатов на всех электростанциях предусмотреть специальные емкости, позволяющие произвести опорожнение наибольшей по объему маслосистемы.
2. Трубопроводы и арматуру аварийного слива масла установить вне зоны возможного горения масла. Сечение сливного трубопровода должно обеспечивать слив масла из маслосистемы в течение 10-15 мин, но его диаметр должен быть не более 350 мм.
6. Имеющиеся в маслосистеме соединения с помощью накидных гаек или муфт проверять на плотность. В случае недостаточной надежности такие соединения заменить фланцевыми с учетом требования п. 1 данного директивного материала.
3. Все горючие поверхности, расположенные вблизи маслопроводов, тщательно изолировать. Поверхность изоляции опасных участков должна быть оклеена стеклотканью с помощью раствора жидкого стекла и обшита листовой сталью или алюминием для предохранения ее от пропитывания маслом.
4. Игольчатые вентили, дроссели настройки и другие устройства, устанавливаемые для изменения расхода масла в системах защиты, регулирования и смазки, должны иметь ограничители предельного открытия.
5. Внутри масляных баков не должно быть электрических контактов и реле сигнализации.

МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ МОНТАЖЕ И РЕМОНТЕ МАСЛОПРОВОДОВ

1. После приварки фланцев к маслопроводам их уплотняющие поверхности проверить по контрольным плитам и при необходимости пришабрить. Параллельность уплотняющих поверхностей проверить пластинчатым щупом; отклонение не должно превышать 0,2—0,3 мм.
Прокладки для фланцевых соединений изготовить в соответствии с типом фланцев и рекомендациями заводов — изготовителей турбин, в случае отсутствия рекомендаций — из электротехнического картона (прессшпана):
для напорных маслопроводов регулирования толщиной не более 0,4 мм;
для напорных маслопроводов смазки толщиной не более 0,7 мм;
для сливных маслопроводов толщиной 1 — 1,5 мм.
Замена прокладочных материалов, рекомендуемых заводами-изготовителями, не допускается без согласования с последними.
2. При сварке стыков маслопроводов применять аргонодуговую сварку, обеспечивающую хорошее качество сварных швов без подкладных колец.
В виде исключения допускается электродуговая сварка маслопроводов, выполняемая дипломированными сварщиками согласно «Руководящим, техническим материалам по сварке, термообработке и контролю трубных систем котлов и трубопроводов при монтаже и ремонте оборудования тепловых электростанций (РТМ-1С-73)» («Энергия», 1975).
Качество сборки стыков маслопроводов должно отвечать правилам Госгортехнадзора. Качество монтажных сварных соединений должно проверяться методом ультразвуковой дефектоскопии; документация на заводские сварные соединения должна быть представлена заводом — изготовителем турбины.
Приемка маслопроводов должна производиться в соответствии с требованиями СНиП III-Г от 10/IV 1967 г.
3. После монтажа и разборки всю систему маслопроводов, а после ремонтно-сварочных работ — соответствующие участки тщательно очистить, промыть и опрессовать в собранном виде при давлении, превышающем рабочее в 1,5 раза или указанном заводом — изготовителем турбины.
4. После монтажа или капитального ремонта произвести проверку работы маслосистемы на холостом ходу и при полной нагрузке, а так
же в режимах работы с включенными отборами для турбин с регулируемыми отборами пара. Все замеченные недостатки устранить до сдачи турбоагрегата в эксплуатацию и сделать об этом соответствующую запись в формуляре.

ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

1. При работающем масляном насосе запретить проведение работ на маслопроводах и сборочных единицах системы регулирования, за исключением работ по замене манометров и наладочных работ по специальной программе, утвержденной главным инженером электростанции.
2. В случае возникновения чрезмерной или опасной вибрации маслопроводов, пульсаций давления масла и гидравлических ударов, угрожающих плотности маслосистемы, турбоагрегат аварийно остановить, выявить и устранить причины нарушений в работе маслосистемы.
Маслопроводы и другие сборочные единицы маслосистемы тщательно осмотреть и подвергнуть гидравлической опрессовке при давлении, превышающем рабочее в 1,5 раза или указанном заводом — изготовителем турбины.
3. При воспламенении масла, вызванном нарушением плотности маслосистемы, и невозможности немедленно ликвидировать пожар имеющимися у машинистов средствами турбину остановить автоматом безопасности со срывом вакуума при отключенных рабочем, резервном и аварийном масляных насосах смазки; снабжение уплотняющих подшипников системы водородного охлаждения генератора маслом производить их масляными насосами вплоть до полного вытеснения водорода из системы.
4. Аварийный слив масла из масляного бака производить в исключительных случаях для локализации пожара после вытеснения водорода из системы водородного охлаждения генератора; в схемах маслоснабжения уплотнений генератора с демпферными баками аварийный слив производить до окончания вытеснения водорода с учетом времени, в течение которого будет происходить снабжение уплотнений генератора от демпферного бака. Это время, определяемое емкостью демпферных баков, должно быть внесено в местные противоаварийные инструкции.