При обследовании металлоконструкций наземных эстакад топливоподачи установлено, что некоторые заводы — изготовители металлических элементов эстакад допускают отступления от проектов, заменяя расчетные сечения элементов конструкций меньшими.
Бывают случаи выполнения конструкции на соединениях, не предусмотренных проектом; исполнительные чертежи и сертификаты отсутствуют. Установлены случаи низкого качества сварных швов (пережог металла, непровары и подрезы), что приводит к уменьшению прочности швов и всей конструкции.
Установка опор под эстакады производится без тщательной выверки, что приводит в дальнейшем к неправильному монтажу и креплению пролетных строений.
Жесткость металлоконструкций эстакад на некоторых электростанциях не обеспечена из-за того, что предусмотренные проектом связи не полностью смонтированы или деформированы.
Отмечается отсутствие болтов в соединении балок на опорах, нет достаточной затяжки болтов и обварки гаек, гайки местами не имеют достаточной опоры по краям отверстий из-за чрезмерной величины последних. У стоек эстакад во многих местах не хватает анкерных болтов, предусмотренных проектом; фундаменты опор не подливаются бетоном; анкерные болты зачастую не имеют резьбы достаточной длины.
Металлоконструкции в процессе изготовления и монтажа зачастую получают значительные повреждения: вмятины, искривления, подрезы, которые ослабляют несущую способность элементов, что вызывает необходимость усиления и исправления конструкций.
Серьезным недостатком строительства является увеличение по отношению к предусмотренному проектом размеров конструктивных элементов галерей, цементной стяжки и утеплителя, что приводит к перегрузке несущих конструкций сверх нормативных значений. Увеличение нагрузки в совокупности с учетом искривлений несущих элементов, допускаемых при монтаже, вызывает необходимость усиления металлоконструкций.
Катковые опоры многих эстакад содержатся в неудовлетворительном состоянии - забиты мусором, бетоном, металлическими обрезками, а иногда замурованы кирпичной кладкой или бетоном, заклинены или перекошены. Это исключает необходимую подвижность опор и вызывает не предусмотренные расчетом деформации эстакад имеют место случаи, когда эстакады опираются на несущие конструкции главных корпусов опорами без катков, что приводит к значительным деформациям конструкций эстакад и главных корпусов.
Эксплуатация металлоконструкций эстакад во многих случаях осложняется тем, что конструкции загрязнены, башмаки опор засыпаны землей, углем, строительным мусором, металл не имеет защитной окраски или она периодически не возобновляется, что приводит к интенсивной коррозии металлоконструкции, а неправильная работа ливнестоков усугубляет ее. В ряде случаев конструкции используются для подвески механизмов, трубопроводов и восприятия других нагрузок, не предусмотренных проектом.
На некоторых электростанциях под металлоконструкциями эстакад построены складские помещения, мастерские и другие помещения.
Для металлоконструкций эстакад, эксплуатируемых при различных отрицательных температурах, применение стали регламентируется СНиП II-В.3 - 72. «Стальные конструкции. Нормы проектирования» (Приложение 1, группа II). При температуре минус 40 °С и после механического старения в соответствии с указанным СНиП сталь должна иметь ударную вязкость ≥300 кДж/м2 (3 кгс-м/см2). Применение кипящей стали для эстакад не допускается.
Проведенными исследованиями установлено, что в отдельных эстакадах топливоподачи металлоконструкции выполнены из не соответствующих указанным условиям сталей (например, кипящей стали Ст3кп). Установлено также, что еще не везде проведены обследования несущих металлоконструкций эстакад с целью выявления в них кипящих и других несоответствующих сталей.
Проведенные обследования показывают, что руководители ряда энергетических управлений и электростанций не уделяют должного внимания правильности выполнения и эксплуатации металлоконструкций эстакад.
Для выявления и последующего устранения случаев неправильного изготовления, монтажа и эксплуатации металлоконструкций эстакад топливоподачи предлагается:
1. Установить контроль за состоянием металлоконструкций эстакад, для чего производить ежегодное их обследование, привлекая в необходимых случаях специализированные организации. Металлоконструкции эстакад, изготовленных из кипящей стали Ст3кп, обследовать 2 раза в год, в том числе обязательно 1 раз зимой.
2. При обследовании металлоконструкций эстакад обращать внимание на состояние Катковых опор, промежуточных стоек, опорных узлов балок и ферм (в том числе неподвижных опор), анкерных болтов, защитной окраски металлоконструкций. Выявлять также общее состояние металлоконструкций (появление трещин в металле, деформации в решетках, состояние сварных швов).
3. Не допускать размещения под наклонными эстакадами различного рода помещений (складов, мастерских и др.), а также подвески механизмов, трубопроводов и других деталей на элементы металлоконструкций эстакад.
4. Не допускать в процессе эксплуатации эстакад каких-либо динамических воздействий на несущие металлоконструкции, не предусмотренные проектом, особенно в зимнее время; не допускать образования льда на конструкциях эстакад и применения гидросмыва в случае неудовлетворительного состояния гидроизоляции пола галерей или ее отсутствия.
Выполнение маркировки дымовых труб
1. При маркировке (.окраске) вновь построенных (.еще не окрашенных) и существующих дымовых труб при необходимости обновления пришедшей в негодность старой маркировочной окраски следует руководствоваться указаниями Министерства гражданской авиации СССР «Порядок рассмотрения и согласования строительства зданий и сооружений на приаэродромных территориях и воздушных трассах гражданской авиации. Правила маркировки и светоограждения высотных препятствий» (1973 г.), согласно которым:
а) маркировке подлежат дымовые трубы, расположенные на приаэродромной территории (аэродромные препятствия) и воздушных трассах (линейные препятствия). Не подлежат маркировке дымовые трубы, выполненные из красного кирпича или затененные более высокими дымовыми трубами;
б) маркировка должна отчетливо выделяться на фоне местности; она должна быть видна со всех направлений и иметь два резко различающихся маркировочных цвета: красный (оранжевый) и белый.
Примечание. На дымовых железобетонных трубах из бетона светлого тона или кирпичных из силикатного кирпича маркировочные полосы следует наносить только красного (оранжевого) цвета;
в) дымовые трубы, подлежащие маркировке, при высоте до 100 м маркируются от верхней точки на 1/3 высоты, при высоте более 100 м (рис. 9.1) маркировка производится от верха до отметки 75 м (не выше), принятой от основания трубы. При согласовании строительства новых труб может быть оговорена другая маркировка или отметка.
Маркировка производится горизонтальными полосами шириной 5 м, чередующимися по цвету и объединенными в группы.
Рис. 9.1. Схемы дневной маркировки дымовых труб.
а — в аэропортах и на воздушных трассах союзного и местного значений; б — международного значения.
В каждой группе должно быть три или пять полос, крайние из них окрашиваются в красный (оранжевый) цвет. Расстояние между группами в зависимости от количества полос в группе принимается равным от 20 до 30 м. Самая верхняя маркировочная полоса наносится на 2,5 м (1,5 — 3 м) ниже верхнего обреза трубы;
г) на приаэродромных территориях международных аэропортов и на местности воздушных трасс международного значения дымовые трубы маркируются горизонтальными чередующимися по цвету полосами шириной 5 м сверху до основания;
д) в том случае, если нижняя часть дымовой трубы затенена другими сооружениями или зданиями, например главным корпусом, то маркировка ее, предусмотренная в п.1в, ниже верха этого сооружения или здания не производится.
1. При маркировочной окраске железобетонных труб применяются перхлорвиниловые (фасадные), органосиликатные и другие, менее дефицитные красители, обеспечивающие долговечность, цветостойкость и паропроницаемость покрытия.
2. Для дымовых труб, особо опасных (по своему расположению и высоте) для полетов воздушных кораблей, Министерство гражданской авиации СССР может в отдельных случаях внести изменения в предлагаемый порядок маркировки.
3. Для согласования отступлений от рекомендуемой маркировки дымовых труб в случае надобности следует обращаться в местное управление Министерства гражданской авиации СССР или ближайшее управление аэрофлота.