В отдельных случаях электростанциям выделяются в относительно небольших количествах взамен мазута другие виды жидкого топлива (дизельное топливо, соляровое масло, сланцевое масло и др.).
Технические характеристики этих жидких топлив существенно отличаются от технических характеристик топочных мазутов (ГОСТ 10585 — 75 и ЭТУ 638 — 57). Так, большинство этих топлив имеет температуру вспышки более низкую, чем обычные мазуты, и использование их требует специальных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Главное техническое управление по эксплуатации энергосистем предлагает при применении на электростанциях заменителей мазута руководствоваться следующими указаниями:
- В качестве заменителей мазута на электростанции могут быть использованы жидкие топлива с температурой вспышки не ниже 45 °С (ГОСТ 4333-48).
В случае поступления жидкого топлива с температурой вспышки ниже 45 °С слив его на электростанциях запрещается и груз должен быть переадресован.
Не допускается в качестве даже временного заменителя мазута использование сырых и стабилизированных нефтей на электростанциях, оборудование которых не приспособлено к их сжиганию.
Не допускается также использование па электростанциях в качестве заменителей мазута кислых гудронов и жидких топлив с вязкостью выше 16°ВУ при 80 °С.
Примечание. Применение сырых и стабилизированных нефтей в качестве топлива допускается только на тех электростанциях, все оборудование которых приспособлено для работы на таком топливе.
- Поставка электростанции взамен мазута других видов жидкого топлива допускается только по согласованию с руководством электростанции. При этом о предстоящей поставке заменителя мазута электростанция должна быть предупреждена не менее чем за 5 сут.
- До поставки заменителей мазута на электростанцию должны быть выполнены следующие мероприятия:
а) проверены на плотность все фланцевые соединения мазутопроводов и мазутоподогревателей, сальниковые уплотнения арматуры и мазутных насосов. Неплотности должны быть устранены путем подтягивания соответствующих фланцевых соединений или замены сальниковых набивок и фланцевых прокладок;
б) проверены в работе электро- и ручные приводы арматуры на мазутопроводе;
в) проверены укомплектованность и готовность первичных средств пожаротушения в мазутном хозяйстве и в котельной;
г) проверены заземления электродвигателей в мазутном хозяйстве и отремонтированы средства защиты от статического электричества мазутохранилищ, элементов сливной эстакады и др. При отсутствии средств защиты они должны быть выполнены в соответствии с существующими правилами. Способы заземления некоторых элементов сливной эстакады показаны на рис, 2.6;
д) приведены в надлежащее состояние устройства по предупреждению разбрызгивания топлива при сливе его из цистерн. Сливные приборы цистерн следует накрывать кожухами, изготовленными из тонкой жести или брезента;
е) проверена исправность вентиляции мазутонасосной;
ж) поставлена В известность районная (городская) пожарная охрана и усилен профилактический надзор за соблюдением требований пожарной безопасности;
. з) проведена смешанная противопожарная тренировка с привлечением широкого круга персонала согласно «Инструкции по организации противопожарных тренировок на энергообъектах Министерства энергетики и электрификации СССР» (БТИ ОРГРЭС, 1968);
и) проведен дополнительный инструктаж обслуживающего персонала: сливщиков, дежурных по мазутонасосной, дежурных слесарей, отборщиков проб топлива, лаборантов химической лаборатории, машинистов котлов, начальников смен и дежурных инженеров. При инструктаже особое внимание следует уделять технической и пожарной безопасности и специфическим свойствам заменителя мазута.
- На электростанциях, на которых предстоит вместо мазута использовать другие виды жидкого топлива, местные инструкции должны быть дополнены указаниями по применению этих заменителей в соответствии с требованиями § 2.6 и с учетом местных условий.
- При поступлении каждой партии заменителя мазута до начала маршрута слива должна быть отобрана проба поступившего топлива и определена температура его вспышки (ГОСТ 4333 — 48). Допустимость использования данного топлива в качестве заменителя мазута должен решать главный инженер электростанции.
- Слив заменителей мазута, пропарка цистерн после слива, разогрев сливных клапанов производятся открытым паром. Запрещается спуск рабочих в цистерны для очистки внутренних поверхностей цистерн от остатков заменителей мазута.
- При сливе нефтепродуктов с температурой вспышки ниже 60 °С должны быть отключены змеевиковые подогреватели в приемных емкостях и приемных лотках.
8. Змеевиковые подогреватели в резервуарах могут включаться, когда уровень заменителя мазута поднимается выше этих подогревателей не менее чем на 500 мм.
Рис. 2.6. Защита от статического электричества. а — железнодорожных цистерн; б — трубопроводов на эстакаде; в — трубопроводов в подземных каналах; 1 —сталь полосовая; 2 — заземлитель диаметром 25 — 30 мм.
- Температура заменителя мазута в резервуаре должна поддерживаться не менее чем на 10°С ниже температуры его вспышки.
- К механическим форсункам заменитель мазута нужно подавать с температурой, при которой вязкость его не превышает: 2,5 — 3 °ВУ для электростанций, применяющих механические форсунки и использующих мазут как основное (резервное) топливо и как растопочное для блочных установок; 4°ВУ для других электростанций, применяющих механические форсунки и использующих мазут как растопочное топливо; 6°ВУ при применении паровых форсунок. Определение температуры, при которой заменитель мазута имеет нужную вязкость, производится по номограмме ВТИ (рис. 2.7).
Подогревать заменители мазута до температуры, превышающей температуру их вспышки, допускается только в закрытых мазутных подогревателях под давлением.
- В период работы электростанции на заменителях мазута должно проводиться регулярное наблюдение за плотностью сальников и фланцев на мазутном тракте в мазутном хозяйстве и в котельной и все обнаруженные утечки должны немедленно устраняться.
- При аварийной утечке заменителя мазута должна быть немедленно вызвана районная (городская) пожарная команда.
Рис. 2.7. Зависимость вязкости жидкого топлива от температуры. м200, М100, М40, Ф-12, Ф-5-мазут (ГОСТ 10585-75); ДТ-1, ДТ-2, ДТ-3- топливо для тихоходных дизелей (ГОСТ 1667 - 68); МС — соляровое масло.
- При растопке горелок на заменителях мазута нужно применять только мощные, надежно действующие запальные устройства и не допускать даже кратковременной задержки в воспламенении факела.
- При растопке на легких заменителях мазута в случае погасания топки необходима ее вентиляция продолжительностью не менее 15 мин.
- При использовании заменителей мазута рекомендуется учитывать следующее:
а) при заполнении железобетонных резервуаров легкими маловязкими продуктами резко увеличиваются утечки топлива из них, и в дальнейшем эти утечки мало уменьшаются при заполнении резервуара обычным мазутом;
б) при смешении некоторых легких продуктов с обычным мазутом могут иногда образовываться и выпадать тяжелые и плотные осадки, которые способны забивать фильтры, нефтепроводы, арматуру и форсунки;
в) заменители мазута целесообразно принимать в отдельный, специально выделенный резервуар;
г) в маршрутах цистерн, которыми доставляются маловязкие заменители мазута, могут быть отдельные железнодорожные цистерны без нижнего сливного прибора. Следует заранее проверить исправность устройства для верхнего слива.