Содержание материала

В отдельных случаях электростанциям выделяются в относительно небольших количествах взамен мазута другие виды жидкого топлива (дизельное топливо, соляровое масло, сланцевое масло и др.).
Технические характеристики этих жидких топлив существенно отличаются от технических характеристик топочных мазутов (ГОСТ 10585 — 75 и ЭТУ 638 — 57). Так, большинство этих топлив имеет температуру вспышки более низкую, чем обычные мазуты, и использование их требует специальных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Главное техническое управление по эксплуатации энергосистем предлагает при применении на электростанциях заменителей мазута руководствоваться следующими указаниями:

  1. В качестве заменителей мазута на электростанции могут быть использованы жидкие топлива с температурой вспышки не ниже 45 °С (ГОСТ 4333-48).

В случае поступления жидкого топлива с температурой вспышки ниже 45 °С слив его на электростанциях запрещается и груз должен быть переадресован.
Не допускается в качестве даже временного заменителя мазута использование сырых и стабилизированных нефтей на электростанциях, оборудование которых не приспособлено к их сжиганию.
Не допускается также использование па электростанциях в качестве заменителей мазута кислых гудронов и жидких топлив с вязкостью выше 16°ВУ при 80 °С.
Примечание. Применение сырых и стабилизированных нефтей в качестве топлива допускается только на тех электростанциях, все оборудование которых приспособлено для работы на таком топливе.

  1. Поставка электростанции взамен мазута других видов жидкого топлива допускается только по согласованию с руководством электростанции. При этом о предстоящей поставке заменителя мазута электростанция должна быть предупреждена не менее чем за 5 сут.
  2. До поставки заменителей мазута на электростанцию должны быть выполнены следующие мероприятия:

а)   проверены на плотность все фланцевые соединения мазутопроводов и мазутоподогревателей, сальниковые уплотнения арматуры и мазутных насосов. Неплотности должны быть устранены путем подтягивания соответствующих фланцевых соединений или замены сальниковых набивок и фланцевых прокладок;
б)   проверены в работе электро- и ручные приводы арматуры на мазутопроводе;
в)  проверены укомплектованность и готовность первичных средств пожаротушения в мазутном хозяйстве и в котельной;
г)   проверены заземления электродвигателей в мазутном хозяйстве и отремонтированы средства защиты от статического электричества мазутохранилищ, элементов сливной эстакады и др. При отсутствии средств защиты они должны быть выполнены в соответствии с существующими правилами. Способы заземления некоторых элементов сливной эстакады показаны на рис, 2.6;
д)  приведены в надлежащее состояние устройства по предупреждению разбрызгивания топлива при сливе его из цистерн. Сливные приборы цистерн следует накрывать кожухами, изготовленными из тонкой жести или брезента;
е)    проверена исправность вентиляции мазутонасосной;
ж)  поставлена В известность районная (городская) пожарная охрана и усилен профилактический надзор за соблюдением требований пожарной безопасности;
. з) проведена смешанная противопожарная тренировка с привлечением широкого круга персонала согласно «Инструкции по организации противопожарных тренировок на энергообъектах Министерства энергетики и электрификации СССР» (БТИ ОРГРЭС, 1968);
и) проведен дополнительный инструктаж обслуживающего персонала: сливщиков, дежурных по мазутонасосной, дежурных слесарей, отборщиков проб топлива, лаборантов химической лаборатории, машинистов котлов, начальников смен и дежурных инженеров. При инструктаже особое внимание следует уделять технической и пожарной безопасности и специфическим свойствам заменителя мазута.

  1. На электростанциях, на которых предстоит вместо мазута использовать другие виды жидкого топлива, местные инструкции должны быть дополнены указаниями по применению этих заменителей в соответствии с требованиями § 2.6 и с учетом местных условий.
  2. При поступлении каждой партии заменителя мазута до начала маршрута слива должна быть отобрана проба поступившего топлива и определена температура его вспышки (ГОСТ 4333 — 48). Допустимость использования данного топлива в качестве заменителя мазута должен решать главный инженер электростанции.
  3. Слив заменителей мазута, пропарка цистерн после слива, разогрев сливных клапанов производятся открытым паром. Запрещается спуск рабочих в цистерны для очистки внутренних поверхностей цистерн от остатков заменителей мазута.
  4. При сливе нефтепродуктов с температурой вспышки ниже 60 °С должны быть отключены змеевиковые подогреватели в приемных емкостях и приемных лотках.

8. Змеевиковые подогреватели в резервуарах могут включаться, когда уровень заменителя мазута поднимается выше этих подогревателей не менее чем на 500 мм.
Защита от статического электричества
Рис. 2.6. Защита от статического электричества. а — железнодорожных цистерн; б — трубопроводов на эстакаде; в — трубопроводов в подземных каналах; 1 —сталь полосовая; 2 — заземлитель диаметром 25 — 30 мм.

  1. Температура заменителя мазута в резервуаре должна поддерживаться не менее чем на 10°С ниже температуры его вспышки.
  2. К механическим форсункам заменитель мазута нужно подавать с температурой, при которой вязкость его не превышает: 2,5 — 3 °ВУ для электростанций, применяющих механические форсунки и использующих мазут как основное (резервное) топливо и как растопочное для блочных установок; 4°ВУ для других электростанций, применяющих механические форсунки и использующих мазут как растопочное топливо; 6°ВУ при применении паровых форсунок. Определение температуры, при которой заменитель мазута имеет нужную вязкость, производится по номограмме ВТИ (рис. 2.7).

Подогревать заменители мазута до температуры, превышающей температуру их вспышки, допускается только в закрытых мазутных подогревателях под давлением.

  1. В период работы электростанции на заменителях мазута должно проводиться регулярное наблюдение за плотностью сальников и фланцев на мазутном тракте в мазутном хозяйстве и в котельной и все обнаруженные утечки должны немедленно устраняться.
  2. При аварийной утечке заменителя мазута должна быть немедленно вызвана районная (городская) пожарная команда.


Рис. 2.7. Зависимость вязкости жидкого топлива от температуры. м200, М100, М40, Ф-12, Ф-5-мазут (ГОСТ 10585-75); ДТ-1, ДТ-2, ДТ-3- топливо для тихоходных дизелей (ГОСТ 1667 - 68); МС — соляровое масло.

  1. При растопке горелок на заменителях мазута нужно применять только мощные, надежно действующие запальные устройства и не допускать даже кратковременной задержки в воспламенении факела.
  2. При растопке на легких заменителях мазута в случае погасания топки необходима ее вентиляция продолжительностью не менее 15 мин.
  3. При использовании заменителей мазута рекомендуется учитывать следующее:

а)  при заполнении железобетонных резервуаров легкими маловязкими продуктами резко увеличиваются утечки топлива из них, и в дальнейшем эти утечки мало уменьшаются при заполнении резервуара обычным мазутом;
б)  при смешении некоторых легких продуктов с обычным мазутом могут иногда образовываться и выпадать тяжелые и плотные осадки, которые способны забивать фильтры, нефтепроводы, арматуру и форсунки;
в)  заменители мазута целесообразно принимать в отдельный, специально выделенный резервуар;
г)   в маршрутах цистерн, которыми доставляются маловязкие заменители мазута, могут быть отдельные железнодорожные цистерны без нижнего сливного прибора. Следует заранее проверить исправность устройства для верхнего слива.