РАЗДЕЛ ВОСЬМОЙ
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ
8.1. Предотвращение аварий в результате недопустимого повышения давления пара в тракте промперегрева энергоблоков
На энергоблоке с турбиной К-160-130 ХТГЗ произошла авария из-за повышения давления пара в тракте промперегрева выше допустимых пределов с разрушением паропроводов холодных ниток промперегрева. Авария произошла во время разгрузки электростанции по активной мощности.
Разгрузка энергоблока со 140 до 100 МВт производилась отключением части горелок котла, при этом давление свежего пара снизилось до 10 МПа (100 кгс/см2). Для восстановления давления машинист турбины из-за неисправности дистанционного управления с БЩУ начал прикрывать регулирующие клапаны свежего пара синхронизатором непосредственно у турбины. При этом положение главного двигателя приводного механизма (сервомотора) изменилось по указателю с 250
до 170 дел., давление свежего пара повысилось с 10 до 12,5 МПа (от 100 до 125 кгс/см2). При дальнейшем воздействии на синхронизатор произошло повышение давления пара в тракте промперегрева, вызвавшее разрушение паропроводов холодных ниток.
Результаты расследования аварии и ревизия системы парораспределения показали, что при положении сервомотора по указателю 170 дел. прекратилось закрытие регулирующих клапанов ЦВД из-за попадания под клапан № 3 обломка выпрессовавшегося верхнего уплотнительного кольца, крепящего седло Клапана, и заклинивания кулачкового вала кулачком принудительной посадки этого клапана.
Дальнейшее воздействие на синхронизатор в сторону «Убавить» при неподвижном главном сервомоторе и отсутствии давления масла под его поршнем привело к срабатыванию форсирующей гидравлической связи отсечного золотника главного сервомотора с золотником клапанов промперегрева, что привело к мгновенному закрытию регулирующих клапанов промперегрева при неполном закрытии клапанов ЧВД и вследствие этого к повышению давления пара в тракте промперегрева. Из-за отказа срабатывания предохранительных клапанов на горячих нитках промперегрева давление пара в тракте достигло недопустимой величины, что привело к разрушению значительной части трубопроводов холодных ниток промперегрева.
На указанном энергоблоке схема промперегрева была выполнена без задвижек на холодных нитках и с установкой предохранительных клапанов только на горячих нитках.
Отказ в работе предохранительных клапанов промперегрева был вызван их неудовлетворительным состоянием из-за отсутствия контроля со стороны эксплуатационного персонала и грубого нарушения действующих инструкций по проверке предохранительных клапанов.
Нарушения крепления седел регулирующих клапанов турбин К-160-130, а также нарушения целостности паровых сит стопорных клапанов отмечались на ряде электростанций с этими турбинами (Литовская, Ташкентская, Березовская ГРЭС). Это свидетельствует о недостаточной надежности указанных сборочных единиц.
Для предупреждений подобных неполадок и аварий предлагается:
1. Обеспечить проведение проверок предохранительных клапанов в соответствии с правилами Госгортехнадзора СССР и «Инструкцией по проверке импульсно-предохранительных устройств котлов с давлением пара выше 39 кгс/см2» (СЦНТИ ОРГРЭС, 1973). Клапаны, в которых при проверке будут обнаружены дефекты, должны быть подвергнуты тщательной ревизии и все обнаруженные дефекты устранены.
2. При сборке предохранительных клапанов во время ревизии обратить внимание на соблюдение допусков и посадок согласно технической документации заводов-изготовителей.
3. В целях повышения надежности работы предохранительных клапанов промперегрева предусмотреть при очередных капитальных ремонтах энергоблоков:
а) замену уплотняющих металлических колец поршней клапанов сальниковыми;
б) оснащение импульсного устройства клапанов электромагнитным приводом, аналогичным выполненному на предохранительных клапанах свежего пара.
При реконструкции предохранительных клапанов руководствоваться «Инструкцией по ремонту пароводяной арматуры высокого и среднего давления» (СЦНТИ ОРГРЭС, 1974) и соответствующими чертежами ЧЗЭМ.
Рис. 8.1. Эскиз удаления зуба на рычагах распределительных механизмов (чертежи Б361 — 76СБ1 и Б361 — 76СБ2) турбины
К-160-130 (эскиз № 626/36).
Рис. 8.2. Эскиз дополнительной приварки сеток парового сита (чертежи С365 —34СБ2Б) стопорного клапана турбины К-160-130 (эскиз № 625/36).
Рис. 8.3. Эскиз крепления седла регулирующих клапанов (чертежи Б361 — 30СБ и Б361 — 31СБ) турбины К-160-130 (эскиз № 624/36).
4. На электростанциях с турбинами К-160-130 ХТГЗ при очередных ремонтах турбин проверять состояние крепления седел регулирующих клапанов и паровых сит стопорных клапанов.
5. В очередные капитальные ремонты турбин К-160-130 ХТГЗ необходимо произвести:
а) удаление зубьев обратной посадки регулирующих клапанов согласно эскизу ХТГЗ № 626/36 (на турбинах, где распределительный механизм имеет зубья обратной посадки) (рис. 8.1);
б) укрепление сеток (сверленых пятаков) паровых сит стопорных клапанов согласно эскизу ХТГЗ № 625/36 (рис. 8.2);
в) крепление седел согласно эскизу ХТГЗ № 624/36 (рис. 8.3).