Содержание материала

Характерные повреждения барабанов котлов 14 и 10 МПа (140 и 100 кгс/см2)
Обследования барабанов позволяют выделить следующие наиболее характерные места повреждений;

Рис. 2.55. Расположение коррозионно-усталостных трещин у трубных отверстий и в штуцерах барабанов.
Рис. 2.56. Влияние числа остановов с опорожнением барабанов на повреждаемость отверстий водоопускных труб.
О — котел ТП-17; — котел ТП-100.



Рис. 2.57. Примеры повреждений основных сварных швов барабанов, а —непровар с развивающимися от него трещинами (барабан котла ТГМ-84); б — трещины в околошовной зоне длиной 1000 и глубиной 20 мм (внутренняя поверхность барабана котла БКЗ-210-140Ф).

  1. Трещины усталостно-коррозионного происхождения на поверхности отверстий и примыкающих к ним участках поверхности обечаек. Преимущественная ориентация — вдоль образующей барабана (рис. 2.55); наряду с этим встречаются трещины, расположенные радиально относительно отверстий.

Трещины обнаруживаются главным образом у отверстий водоопускных и водоперепускных труб, но могут появляться и у отверстий труб пароводяной смеси, отвода пара, подвода питательной воды, рециркуляции, аварийного слива, подсоединения водоуказательных приборов и др.

Указанные повреждения связаны с конструктивными технологическими и эксплуатационными факторами. Из эксплуатационных факторов на повреждаемость металла у отверстий значительно влияние аварийных остановов из-за повреждений труб экранов и экономайзера (рис. 2.56).

  1. Трещины на внутренней поверхности штуцеров (см. рис. 2.55).
  2. Трещины в днищах. В барабанах котлов 14 МПа (140 кгс/см) трещины чаще обнаруживались на внутренней поверхности днищ, преимущественно в зоне наибольшей кривизны, в местах приварки заводских монтажных деталей и около лазовых отверстий. В барабанах котлов 10 МПа (100 кгс/см2) трещины выявлялись на внутренней поверхности окуполенных днищ.


Рис. 2.58. Расположение трещин в местах приварки деталей внутрибарабанных устройств.
l, h — соответственно длина и глубина трещин.

Рис. 2.59. Трещины в сварных швах приварки штуцера к барабану (а) и штуцера с рубашкой (б).

  1. Трещины и другие дефекты технологического происхождения в основных сварных соединениях барабанов (рис. 2.57), зонах приварки внутрибарабанных устройств (рис. 2.58), в швах приварки штуцеров и защитных рубашек (рис. 2.59).
  2. Трещины на внутренней поверхности обечаек различной ориентации. Обнаруживаются главным образом в барабанах котлов 14 МПа (140 кгс/см2).

По результатам обследований состояния барабанов их можно разделить на две группы:
барабаны выпуска 1970 г. и позже, а также барабаны более ранних выпусков, на которых в течение 1970 —1978 гг. не обнаруживались дефекты, указанные в данном приложении (группа 1);
барабаны выпуска до 1970 г., на которых в течение 1970—1978 гг. обнаруживались дефекты, указанные в данном приложения (группа II).