Содержание материала

ПРОЕКТНАЯ (КОНСТРУКТОРСКАЯ) ДОКУМЕНТАЦИЯ

Строительство судна, его модернизация или капитальный ремонт начинаются с разработки проектной конструкторской документации, выполняемой проектно-конструкторскими организациями (автор проекта) при участии заказчика, научно-исследовательских институтов, заводов-строителей и других заинтересованных организаций.
Процесс проектирования можно разделить на пять основных стадий: техническое задание, техническое предложение, эскизный, технический и рабочий проекты.
Техническое задание разрабатывается заказчиком (все остальные стадии выполняются автором проекта) и выдается автору проекта, для которого оно является исходным документом на разработку технического, предложения или технического и рабочего проекта.
В составе проектной документации особо выделяется сдаточная и отчетная (эксплуатационная и ремонтная) документация. Первая используется при наладке и испытании электрооборудования. к ней относятся различные методики наладки и испытания отдельных схем, рекомендации по расконсервации, пуску и т. д. Вторая служит для изучения и обслуживания электрооборудования во время эксплуатации. В соответствии с ЕСКД (единой системой конструкторской документации) к ней относятся: технические описания, инструкции по монтажу, эксплуатации, регулировке и т. д., формуляр, паспорт, этикетка (фирменная табличка), ведомость ЗИП и т. п.
В составе документации большое место занимают электрические схемы, которые разделяют на принципиальные, определяющие полный состав элементов и электрических связей между ними; соединений (монтажные), определяющие порядок присоединения токоведущих жил к отдельным элементам; подключения, определяющие порядок внешнего соединения токоведущих жил к аппаратуре, приборам, машинам и т. п.; функциональные, поясняющие протекание отдельных процессов в целом во всей схеме или в отдельных ее частях; структурные, определяющие функциональные части системы, их назначение и взаимосвязь; расположения, показывающие размещение отдельных элементов электрооборудования на судне.
При работе с конструкторской документацией необходимо знать систему нумерации, которая разделяется на предметную и обезличенную.
Первая применяется в документах, относящихся к судостроению, вторая — к машиностроению. В номер документов, обозначенных по предметной системе, входят индекс (номер) проекта, классификационная группа и порядковый номер чертежа.

Индекс (номер) присваивается проекту вышестоящими организациями (министерством, управлением и т. п.), классификационная группа определяется по классификатору, порядковый номер устанавливает автор проекта. Например, Р77-62-007 расшифровывается так: Р77 — индекс проекта судна; 6 — раздел «Электрооборудование и связь»; 2 — подраздел «Размещение электрооборудования и канализации»; 007 — номер чертежа.
При обезличенной системе нумерации обозначение документов не связывается с определенными объектами. В номер документа, присваиваемый по классификатору, входят: вид документа, условный индекс организации, классификационная группа, порядковый номер и дополнительный шифр. Например, ПС1.631-02СБ расшифровывается так: ПС — проект стандарта; 1 — условный индекс организации; 6 — раздел «Электрооборудование и связь»; 3 — подраздел «Распределительные устройства»; 1 — группа «Главные распределительные щиты»; 02 — порядковый номер чертежа; СБ — сборочный чертеж.
При текущем, среднем и других ремонтах обычно приходится составлять ремонтную техническую документацию. Эта документация составляется на основании эксплуатационной документации или путем эскизирования механических частей электрооборудования, а также снятия схем присоединения с оборудования и составления по ним принципиальных схем. При снятии и составлении схем необходимо пользоваться условными графическими обозначениями по ЕСКД.
Для определения объемов и стоимости ремонта электрооборудование ремонтируемого судна дефектуется. На основании дефектации и разработанной документации составляется ремонтная ведомость.
Для серийных судов различных типов в настоящее время разработаны Единые ремонтные ведомости (ЕРВ). В этих ведомостях имеются специальные разделы, касающиеся электрооборудования, где приведено наименование отдельных сборочных единиц (узлов), которые подвергаются ремонту. По каждой сборочной единице указаны разряд рабочего, трудоемкость в человекочасах, стоимость работ в рублях, а также необходимые материалы и их стоимость. В отдельных разделах определены нормы на сменные детали и сборочные изделия, изготовляемые централизованно по плану Минречфлота или получаемые от сбытовых организаций. С помощью Единых ремонтных ведомостей можно быстро определить объем и стоимость ремонта, а также значительно упростить калькуляцию.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

При строительстве и капитальном ремонте судов для выполнения электромонтажных работ разрабатывается технологическая документация. Эта документация выполняется в виде отдельных инструкций по производству определенных работ и сдаче электрооборудования. Технологическая документация, разрабатываемая на основании конструкторской документации заводом, производящим монтаж, состоит из следующих документов: графика подготовки производства, графиков (сетевого и принципиального) выполнения работ, пояснительной записки, графиков заготовки магистральных кабелей, журнала заготовки кабелей, ведомостей и чертежей каркасов электрооборудования, кронштейнов, бирок, манжет и т. д. Эта документация нужна для четкого организованного планирования электромонтажных работ. Состав документов зависит от типа судна, вида электрооборудования и других факторов.
При среднем и капитальном ремонте электрических машин, аппаратуры управления и защиты, нагревательных и отопительных приборов, контрольно-измерительных приборов и аккумуляторов разрабатывается технологическая документация в виде технологических инструкций по отдельным элементам электрооборудования или отдельным видам работ. Так, например, по капитальному ремонту электрических машин могут разрабатываться отдельные инструкции по типам машин (постоянного тока, синхронные, асинхронные и т. д.), а также по видам работ (разборка машины, ремонт механической части, ремонт обмоток якоря пли статора, ремонт обмоток магнитной системы, ремонт коллектора или контактных колец и т. д.).
В технологических инструкциях содержатся нормы на допустимые износы, зазоры и отклонения от номинальных значений отдельных параметров, порядок выполнения работ, указываются рекомендуемые материалы, инструмент, оснастка и т. д., приводятся меры по обеспечению безопасности труда при выполнении отдельных работ. Технологические инструкции разрабатываются одной из проектных организаций или отделом главного технолога завода, выполняющего ремонт судового электрооборудования. При разработке технологических инструкций пользуются действующими стандартами на ремонт отдельных видов электрооборудования.
Иногда выделяют в отдельную группу техническую документацию, не связанную с какими-то определенными объектами монтажа или ремонта: документы, ограничивающие технические данные или характеристики электрооборудования, кабелей, монтажных изделий, материалов, а также правила монтажа и ремонта.
К этой документации можно отнести:
Правила Регистра СССР и Речного Регистра РСФСР;
Правила ремонта судов;
стандарты, технические условия;
формуляры на электрооборудование;
паспорта отдельного электрооборудования;
руководящие технические материалы (РТМ);
сертификаты на кабели, провода, материалы;
различные ведомственные предписания и нормы;
противопожарные правила;
санитарные правила и т. д;
Эта Документация является официальной, и ее требования и предписания должны беспрекословно соблюдаться при выполнении всех работ.