Содержание материала

В судовых условиях приборы освещения согласно требованиям Речного Регистра РСФСР должны быть защищенного, водозащищенного, герметичного и взрывозащищенного исполнения.
Хотя светильники весьма надежны, но и у них могут возникнуть различные неисправности: дефекты в уплотнениях, разрушение стеклянных колпаков, перегрев или выгорание патронов, высыхание и осыпание изоляции подводящих проводов, выход из строя выключателей и штепсельных разъемов. Эксплуатация светильников без защитных стеклянных колпаков не допускается, поэтому на судне должен быть достаточный их запас. При проникновении воды через поврежденное уплотнение в светильник внутри него создается высокая влажность, что может привести к пробою изоляции или короткому замыканию. Поэтому при осмотре арматуры необходимо обращать внимание на состояние уплотнений колпаков и сальников и в случае их водопроницаемости заменять уплотняющие резиновые прокладки новыми. Светильник надо просушить, концы кабеля в нем проверить и восстановить изоляцию. Перегрев светильника приводит к высыханию резиновой изоляции концов кабеля. Она трескается, осыпается, жилы кабеля в светильнике оголяются, что может привести к короткому замыканию. Кроме того, при перегреве становятся хрупкими, обугливаются и приходят в негодность пластмассовые детали патрона и выводной платы из гетинакса. Пружина, прижимающая центральный лепесток патрона к среднему контакту цоколя лампы, при высокой температуре ослабевает, что служит причиной местного перегрева светильника. Сильный перегрев воздействует на резиновые прокладки — они пересыхают и трескаются. Ремонт длительно перегревавшегося светильника сводится к замене патрона, восстановлению изоляции концов кабеля внутри корпуса светильника и замене уплотнительных прокладок.
Светильники во взрывозащищенном исполнении ремонтируют на специализированных предприятиях.
Для установочной арматуры — выключателей, штепсельных соединений, соединительных коробок и дверных выключателей —  характерны такие же неисправности, как и для осветительной ар матуры: механические повреждения, попадание внутрь воды и перегрев из-за плохого контакта. Ремонт такой арматуры обычно сводится к замене вышедших из строя деталей, уплотнительных резиновых прокладок, периодическому подтягиванию сальниковых гаек, проверке и замене уплотнений.

Особое внимание при любых осмотрах надо обращать на штепсельные разъемы и сальниковые уплотнения фонарей сигнальноотличительных огней. Вилки штепсельных разъемов необходимо время от времени вынимать и очищать от окислов и грязи, а также прочищать гнезда разъемов. Фонари сигнально-отличительных огней, установленные снаружи судна, подвергаются действию окружающей среды и коррозии; соответствующие места должны быть зачищены и вновь окрашены краской того же цвета. Треснутыe стекла заменяют новыми. Резиновые уплотнения, потерявшие свои свойства, заменяют новыми.
Переключатели коммутаторов сигнальных огней в случае неисправности ремонтируют, как и любую коммутационную аппаратуру.
Неисправности другого характера в коммутаторах указываются в инструкциях заводов-изготовителей (табл. 8).
Одним из важнейших приборов сигнально-отличительных огней являются светоимпульсные отмашки, служащие для подачи светового сигнала отмашки при расхождении судов в дневное и ночное время. Светоимпульсная отмашка СИО-12 работает от сети 220 В, 50 Гц. Неисправности, возникающие в период эксплуатации светоимпульсных отмашек СИО-18У и СИО-12, в основном одинаковы. Отмашка СИО-18У имеет дополнительный блок питания от сети 24 В. В настоящее время выпускаются отмашки СИО-24/220. Это совмещенная конструкция. Отсутствие напряжения поджига (порядка 15 000 В) может быть вызвано пробоем импульсного, трансформатора, а также нарушением контакта в фонаре или разъеме. 

Таблица 8

Неисправность устраняют путем отыскания места нарушения контакта прибором и восстановления контакта. При высоком напряжении и отсутствии вспышки возможны нарушение контакта в планке светильника лампы ИФК, нарушение алюминированного слоя лампы, попадание воздуха в лампу или нарушение контакта в ее электродах. При попадании воздуха в лампу, нарушении алюминированного слоя, разрушении контактов она подлежит замене. Плохая герметизация фонарей может привести к нарушению работы импульсной отмашки.
В схеме основного блока питания и управления возможны следующие неисправности:
при нарушении работы разрядника РБ-5 отсутствует импульс тока в первичной обмотке импульсного трансформатора. В этом случае разрядник должен быть заменен;
выход из строя диодов в блоке питания и транзисторов преобразователя приводит к перегоранию предохранителей и ненормальной работе конденсаторов. Неисправности устраняют путем полной проверки всей схемы импульсной отмашки и восстановления ее нормальной работы. В этом случае блок импульсной отмашки снимают с судна и ремонтируют в специализированных мастерских завода или БПУ.