Содержание материала

Правилами технической эксплуатации судового электрооборудования предусматриваются технические обслуживания (ТО) № 1,2 и 3.
В соответствии с ГОСТ 18322—78 под техническим обслуживанием понимается комплекс работ, направленный на поддержание исправности или только работоспособности изделия при использовании его по назначению, хранении и транспортировке. Техническое обслуживание должно выполняться при обесточенном электрооборудовании.
ТО № 1 проводится без разборки, ТО № 2 — с частичной и ТО № 3 — с полной разборкой оборудования. При выполнении ТО № 2 должно проводиться ТО № 1, а при выполнении ТО № 3 — ТО № 1 и 2. ТО № 1 и 2 выполняются судовой командой, ТО № 2 сложных схем — с участием работников БЦУ, ТО № 3 — судовой командой, работниками БПУ и электроцехов.
ТО № .1 заключается в ежедневной проверке электрооборудования ответственного назначения и периодической — остального, а также в содержании его в чистоте.
ТО № 1 генераторов, главных электрораспределительных щитов, зарядных щитов и аварийных аккумуляторов, электрооборудования рулевого привода, коммутаторов сигнальных фонарей, систем управления главных и вспомогательных дизелей, машинных и рулевых телеграфов и указателей, гребных электрических установок и механизмов, обслуживающих главные дизели и котельные установки, а также устройств для выравнивания статических зарядов на нефтеналивных судах производится ежедневно, остального оборудования — один раз в месяц.
Необходимо ежедневно измерять сопротивление изоляции мегаомметром электрораспределительного щита.
При ТО № 1 производят внешний осмотр, опробование редко используемого оборудования, проверку крепления электрических соединений, электрических установок и кабелей, проверку уровня звуковой мощности, нагрева, вибрации, легкости хода рукояток аппаратов управления, плотности закрытия крышек люков, целости корпусов, наличия дугогасительных камер, легкости хода якорей реле и контакторов, гудения магнитопроводов, наличия влагопоглотителей, герметичности сальников и т. д.
ТО № 2 включает контроль состояния токопроводящих и трущихся частей машин и аппаратов. При этом виде обслуживания производят частичную разборку электрооборудования (открытие дверец, люков, смотровых отверстий), снятие дугогасительных камер, защитных колпаков и т. п.
Ниже приводится периодичность проведения ТО № 2 в зависимости от назначения электрооборудования и наработки за время эксплуатации:
Рулевое устройство, импульсные отмашки, аккумуляторы, релейно-контакторная аппаратура системы управления дизель-генераторов, система ДАУ, гребные электрические установки, сигнальные огни, пожарная и авральная сигнализация               10 дней
Главный и аварийный электрораспределительные щиты, зарядные устройства, генераторы, электрооборудование котельной установки, циркуляционных насосов, водоподготовки, насосов фильтрации, санитарных, топливных, масляных и фекальных, сепараторов тяжелого топлива, компрессоров, камбуза, холодильных установок, камбузных лифтов, подруливающего устройства, стартеры, одноякорные преобразователи, переносное электрооборудование, тахогенераторы, регуляторы напряжения, станции «Озон», аппаратура СПАС, внутрисудовая связь, аварийный дизель-генератор, электрооборудование насоса искрогашения, вентилятора насосного отделения, релейно-контакторная аппаратура управления электрооборудованием с периодичностью обслуживания 3 мес .... 1 мес
Электродвигатели шпиля, брашпиля, пожарных, трюмно-осушительных, балластных насосов, буксирной лебедки, резервно-охлаждающих насосов, грузовых насосов, грузоподъемных устройств, зачистных насосов танкеров, вентилятора инертных газов, сепараторов, вентиляторов машинного отделения, преобразователи селеновые и многомашинные, групповые электрораспределительные щиты, приборы контроля судовой энергетической установки, светильники, кабельные сети, защитные заземления, релейно-контакторная аппаратура управления электрооборудованием с периодичностью технического обслуживания 3-6 мес
Электродвигатели бытовых вентиляторов, шлюпочных лебедок, лебедок люковых закрытий, трапов, электроподогреватели, преобразователи статические полупроводниковые (кроме селеновых), электронная аппаратура управления оборудованием, трансформаторы . 6 мес
Сопротивление изоляции измеряется переносным мегаомметром у электрооборудования ответственного назначения, расположенного на открытых палубах и в котельных отделениях, один раз в месяц, а. у остального — перед началом и по окончании навигации. Результаты заносят в таблицу, прилагаемую к графику ТО № 2. При ТО № 2 выполняют следующие работы:
у электрических машин вскрывают смотровые и вентиляционные крышки, доступные части вращающихся и неподвижных деталей, очищают от грязи, пыли, масел и т. п., восстанавливают изоляцию отдельных частей обмоток, очищают щеточный аппарат с заменой и притиркой щеток, производят шлифовку колец или коллектора, регулировку щеточного аппарата, проверяют крепления токопроводящих соединений;
у аккумуляторов проверяют чистоту поверхностей и вентиляционных каналов, плотность и уровень электролита, состояние выводов, напряжение под нагрузкой;
у реле, контакторов, автоматических выключателей и других подобных аппаратов вскрывают крышки, проверяют состояние контактов (при необходимости последние зачищают или заменяют), целость камер, пружин, корпусов и других несущих и изоляционных частей, легкость хода подвижных частей, производят регулировку;
у угольных регуляторов напряжения вскрывают кожух, проверяют состояние угольных столбов, перемычек, пружин, подвесок, легкость хода якоря;
у выключателей рубящего типа и переключателей проверяют одновременность включения и отключения ножей; состояние контактных частей (наличие оплавлений, обгаров), изоляционных плат (панелей) и крепления подводящих проводов;
у пакетных и универсальных выключателей и переключателей проверяют легкость хода, четкость фиксации положений и состояние контактов;
в главных электрораспределительных щитах, электрораспределительных щитах и пультах проверяют состояние проводов внутреннего монтажа, изоляционных панелей, крепление шин и проводов, отдельных аппаратов и приборов;
в кабельных сетях проверяют надежность контактных соединений, состояние уплотнений при проходе через водонепроницаемые палубы и переборки, крепление кабелей, их целостность и маркировку;
у слаботочного электрооборудования и систем ДАУ проверяют легкость хода и четкость фиксации положений рукояток управления, состояние приводов и датчиков, а также систем управления. Производят регулировку отдельных элементов схемы, проверяют передачу различных команд (пуск, остановка, реверс дизеля, изменение частоты вращения и т. п.);
в системах контроля и сигнализации проверяют состояние отдельных элементов (реле, датчиков, полупроводниковых элементов и т. д.), пультов, шкафов и т. п., выборочно — срабатывание нескольких различных датчиков, по необходимости производят регулировку.
В устройствах, содержащих полупроводниковые приборы, запрещается измерять сопротивление изоляции с помощью переносного мегаомметра, так как возможен пробой.
Техническое обслуживание № 3 заключается в проверке и устранении неисправностей в труднодоступных местах (обмотках статоров, роторов, якорей, магнитной системы, подшипников, крылаток вентиляторов) электрических машин.
Ниже приводится периодичность проведения ТО № 3 в зависимости от назначения электрооборудования и наработки за время эксплуатации:
Машины рулевого привода, генераторы, одноякорные преобразователи, электродвигатели санитарного насоса и компрессоров, механизмов котельной установки, электрические машины ДАУ ...........................  2 года
Электрические машины гребной электрической установки и др.  
Средний ремонт
Перед ТО № 3 необходимо:
произвести визуальную и инструментальную дефектацию; опробовать машину под нагрузкой в заданном режиме; определить вид ремонта (установить необходимость ТО №,3).
При ТО № 3 следует:
разобрать машину;
промыть ее одним из способов, приводимых в гл. 7;
восстановить изоляцию обмоток;
сменить смазку подшипников;
отремонтировать щеточный аппарат и коллектор (контактные кольца);
просушить обмотки и, если необходимей, пропитать их лаком, а отдельные участки покрыть эмалью;
собрать машину;
измерить сопротивление изоляции;
опробовать машину на испытательном стенде цеха или непосредственно на судне по прямому назначению.