Содержание материала

К защитной аппаратуре относятся предохранители, автоматические выключатели и реле: максимального тока, минимального напряжения, направления тока и мощности.          
Основной характеристикой предохранителя является зависимость продолжительности плавления вставки от протекающего через нее тока, которая называется токо-временной характеристикой предохранителя. Все предохранители должны иметь штатные- калиброванные плавкие вставки. Испытаниям предохранители не подвергают, но проверяют соответствие вставок току защищаемой сети и установки.
Автоматические выключатели, реле максимального тока электромагнитного типа, тепловые и грузовые реле подвергают испытаниям по току перегрузки, короткого замыкания и времени срабатывания аппарата. Силу нажатия контактов контролируют динамометром и регулируют по данным формуляра. Для контроля времени срабатывания включают электросекундомер. При испытаниях ток перегрузки и короткого замыкания заданного значения получают с помощью специальных установок.
Защитную аппаратуру на судах на подводных крыльях проверяют ежегодно. Ежегодно проверяют также автоматические выключатели. Остальные установочные автоматы проверяют один раз в три года.
При испытаниях и настройке реле максимального тока и максимальных расцепителей автоматических выключателей требуется источник тока больших значений.
Поэтому для испытания защитных аппаратов постоянного тока можно рекомендовать установку с генератором смешанного возбуждения (рис. 33, а), а для испытания аппаратов переменного тока — специальный трансформатор, питающийся через автотрансформатор (рис. 33, б).

Рис. 33. Схема испытания реле максимального тока

В системе Минречфлота разработаны для испытания и настройки различных токовых реле и расцепителей, автоматических выключателей специальные установки типа УПАЗ на 600 и 1 000 А переменного и постоянного тока и УИАЗ-7 — до 4000 А. Установки переносные, в виде двух блоков: силового блока переменного тока и блока управлений; силового блока постоянного тока. Оба прибора могут быть использованы не только для испытания аппаратуры, но и для проверки амперметров и вольтметров, для заряда аккумуляторов, регулировки частоты вращения электродвигателей при пусковых токах на более 100 А, а также в качестве регулируемого источника питания напряжением до 220 В. Схемы этих установок приведены па рис. 34 и 35.
Принципиальная схема аппарата УИАЗ-7 (рис. 34), предназначенного' для настройки и испытания судового электрооборудования, состоит из тиристорного преобразователя Д4, Д6, блока управления тиристорами, нагрузочного трансформатора Тр1 и силового выпрямителя Т3. Тиристорный преобразователь обеспечивает регулирование напряжения в первичной обмотке нагрузочного трансформатора, присоединенного последовательно с двумя тиристорами, подключенными встречно-параллельно к сети питания. Блок управления тиристорами, содержащий трансформаторы Тр2—Тр4 и специальную схему на двух выпрямителях, четырех транзисторах и двух диодах, позволяет изменять угол зажигания тиристоров, что обеспечивает регулирование напряжения. Нагрузочный трансформатор Тр1 выполнен на торроидальном сердечнике и позволяет получать ток до 3000 А. 

Рис. 34. Схема аппарата УИАЗ-7

Понижающий трансформатор Тр2 имеет две вторичные обмотки, нагруженные выпрямителями Д1 и Д2, имеющие на выходе напряжение с частотой пульсации 100 Гц. Выпрямитель Д1 питает блок управления, а выпрямитель Д2 работает на генератор пилообразного напряжения на транзисторе Т1. Генератор формирует пилообразное напряжение и подает его на вход триггера Шмитта Т2—Т3, который формирует прямоугольный импульс напряжения. Этот импульс усиливается транзистором Т4. Полученный импульс проходит через первичные обмотки трансформаторов Тр3 и Тр4, которые создают напряжение управления тиристорами. Оно поступает на управляющий электрод через диоды Д5 и Д7.
При испытании или настройке аппарата постоянного тока к одной из обмоток трансформатора Тр1 подключают силовой выпрямитель Д3, позволяющий получать постоянный ток до 2000 А. Регулировку тока выполняют рукояткой резистора R5. Перемычки П1 и П2 одновременно включать нельзя. Для работы трансформатора Тр1 перемычку П2 снимают, а П1 оставляют. Для получения регулируемого напряжения (0—220 В) снимают перемычку П1, а П2 оставляют. Гнезда П3 предназначены для подключения вспомогательного контакта испытуемого аппарата к электрическому секундомеру (ПВ-53Щ).
Установка УПАЗ (рис. 35) представляет собой стенд, содержащий автотрансформатор Тр1, трансформатор Тр2, два выпрямительных блока Д1 и Д2 на вентилях В-2-500, вольтметр V с переключателем В2 на два положения, амперметр с шунтом Ш для измерений постоянного тока, амперметр А с трансформатором тока ТТ для измерений переменного тока, сигнальную лампу Л, предохранитель Пр для защиты устройства и общий выключатель питания В1. К выводам аб подключают испытуемую аппаратуру постоянного, а к выводам вг — переменного тока. После подключения аппаратуры (например, реле напряжения) и включения питания передвигают ползун автотрансформатора Tp1, а по вольтметру определяют напряжение включения и напряжение отпадания реле.  К выводам де подключают для испытания аппаратуру тока, токовые расцепители автоматических выключателей переменного тока, а к выводам жз после выпрямителя Д1 — аппаратуру постоянного тока. Изменяя положение ползуна Тр1, меняют ток на выходе трансформатора Тр2 и контролируют его амперметром А.
Установка может быть использована как источник тока с регулируемым напряжением.