Содержание материала

Необходимость ремонта валов электрических машин обычно вызывается их погибью и поломкой, а также износом посадочных поверхностей.
Посадочную поверхность под шкивы, муфты и особенно подшипники приходится восстанавливать вследствие появления задиров, конусности или овальности, а также уменьшения диаметра вала. Предельная овальность допускается до 0,002 мм, а конусность — до 0,003 мм на диаметр шейки.
В настоящее время на передовых предприятиях при износе посадочных поверхностей до 0,2 мм на диаметр наносят на них герметик. Технология восстановления изношенных поверхностей заключается в следующем. Куски герметика (20 массовых частей) помещают в растворитель — ацетон (80 массовых частей) и выдерживают в нем в течение суток. Затем восстанавливаемую поверхность обезжиривают 2—3 раза тампоном, смоченным в ацетоне или бензине, и сушат в течение 5—10 мин. После этого кистью наносят герметик и сушат на воздухе 20 мин. Для получения слоя необходимой толщины герметик наносят несколько раз. После создания необходимого слоя герметик запекают в печи в течение 2 ч при температуре 140°С. Приготовленный приведенным выше способом состав может храниться в закрытом виде в течение 2—3 лет.
Если износ шеек не превосходит 0,5 мм на диаметр, для устранения дефекта можно применить осталивание или хромирование. В случае большего износа производят металлизацию, для чего вал в сборе с якорем (ротором) устанавливают на специальный станок и наплавляют до нужных размеров, а затем протачивают. Перед металлизацией поверхность, подлежащую ремонту, протачивают на станке без смазки резца. Чем грубее проточка, тем прочнее наплавка. Толщина наплавленного слоя должна быть не менее 2 мм. В судовых условиях изношенную поверхность восстанавливают металлизацией с помощью переносного аппарата или производят наплавку сваркой.
Иногда для восстановления рабочих поверхностей малонагруженного вала можно насадить промежуточную втулку. Для этого вал протачивают и на его конец в горячем состоянии напрессовывают стальную втулку. Толщина стенки втулки должна быть не менее 2 мм, а диаметр вала после проточки не должен уменьшиться более чем на 5%. Посадка с помощью накернивания и прокладок не рекомендуется.
При прогибе до 0,1 мм на 1 м длины, но не более 0,2 мм на всю длину вал можно не ремонтировать. При больших прогибах вал необходимо выправить. Искривление вала проверяют на токарном станке с помощью индикатора типа СТИ-1. Правку вала можно производить в холодном состоянии на токарном станке, если искривление не превосходит 0,3% его длины. При большем искривлении вал нагревают до температуры 900—1000°С и правят с помощью домкратов или гидравлических прессов. При правке на станке вал зажимают в центрах и с помощью чекана, представляющего собой тупое зубило, заправленное по радиусу вала, наклепывают вогнутую часть вала.
При поломке вал заменяют. В некоторых случаях обломанный малонагруженный конец вала можно восстановить разделкой и приваркой. При ремонте валов переходы от одного диаметра к другому должны быть плавными; нельзя допускать подрезания резцом галтелей, так как в этих местах происходит концентрация механических напряжений, что может привести к поломке. Трещины длиной не более 20% длины данной ступени вала или 10% длины окружности и при глубине не более 10% диаметра можно устранить сваркой.
Ремонт станин, подшипниковых щитов и вентиляционных крылаток сводится к устранению трещин сваркой и восстановлению посадочных поверхностей. Устранение трещин сваркой в стальных деталях не составляет большого труда и всегда выполняется качественно и надежно. Заварка трещин в чугунных деталях связана с большими трудностями, причем восстановленные таким способом детали малонадежны в работе.
Посадочные поверхности подшипниковых щитов восстанавливают нанесением герметика, металлизацией или постановкой втулки, для чего отверстия в щитах растачивают и в них запрессовывают втулки.
Отверстия с сорванной резьбой рассверливают под больший диаметр, нарезают в них резьбу и ввертывают пробку с нужным внутренним диаметром резьбы.
Изношенные подшипники заменяют новыми. Критерием износа являются радиальный зазор и осевое смещение, а также явные дефекты: трещины в теле капсулы, язвины, шелушение поверхности шариков или роликов. Максимально допустимые радиальные зазоры для шарико- и роликоподшипников зависят от внутреннего диаметра внутреннего кольца подшипника: при диаметре до 30 мм — 0,1 мм, от 35 до 80 мм — 0,2 мм, при 85 мм и выше — 0,3 мм.
Ремонт пакетов активной стали якорей (роторов) и статоров производят в случае ослабления прессовки пакетов, замыкания между их листами и оплавления или выгорания отдельных участков. При ослаблении прессовки пакета сердечника его стягивают болтами, забивают между нажимной шайбой и торцом сердечника клинья из гетинакса или текстолита, промазанные клеем БФ-2, или перешихтовывают весь сердечник, что делают очень редко. При замыкании между листами вследствие заусенцев, вмятин и т. д. поврежденные места опиливают напильником или снимают заусенцы шабером.
Участки, поврежденные в результате оплавлений и выгораний, вырубают зубилом, а затем изолируют лаком. Пустоты, образовавшиеся вследствие удаления металла, заполняют замазками из асбеста, цемента и клеящего лака или на основе эпоксидной смолы ЭД-5. В качестве наполнителя замазок применяют железные опилки.
Ремонт сердечников полюсов обычно сводится к смене их изоляции. Сначала сердечники подвергают мойке и сушке, затем проверяют состояние стали и изоляции. Небольшие расслоения и отставшую изоляцию подклеивают клеящими лаками. Для сердечников с изоляцией классов А, В, Е применяют бакелитовый лак, для классов F и Н — лак К-40.
В настоящее время изоляцию выполняют из стеклоткани и эпоксидного компаунда. При этом заготовленную стеклоткань марки Э или стеклосетку марки ССТЭ-6 накладывают на сердечник полюса и каждый слой промазывают эпоксидным компаундом. Чтобы нарезанная стеклоткань не распускалась, ее перед нарезкой покрывают слоем эмали КО-911 или ГФ-92ХС и просушивают на воздухе до легкого отлипания.
Если на поверхности пакета стали сердечника имеются замыкания между листами, что бывает вследствие задевания якоря за полюс или неосторожности при ремонте, необходимо опилить сердечник полюса или снять заусенцы.