Содержание материала

ЭЛЕКТРОРЕМОНТНЫЕ ЦЕХИ СУДОРЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Для выполнения электроремонтных и электромонтажных работ на судоремонтных предприятиях создаются электроремонтные цехи.
Структура и состав работ, выполняемых электроремонтный цехом, для разных предприятий различны и зависят от объема электроремонтных и электромонтажных работ, сложности судового электрооборудования, степени автоматизации судов, насыщенности электрорадионавигационными средствами и т. п.
На крупных судоремонтных предприятиях электроремонтный цех состоит из специализированных участков ремонта электрических машин, распределительных устройств и аппаратов, аккумуляторов, электроизмерительных приборов, а также электромонтажного участка. Участок ремонта электрических машин является одним из основных и обычно состоит из следующих отделений: дефектовочного, обмоточного, сушильно-пропиточного, слесарного, сборочного и испытательного. Другие участки также могут иметь несколько специализированных отделений: дефектации, непосредственно, ремонтного и настройки (поверки).
Повышение производительности труда рабочих и улучшение качества ремонту достигаются при поточно-позиционном методе. При этом методе отдельные сборочные единицы (узлы) ремонтируемого изделия одновременно, поступают в несколько отделений (позиций) участка и продвигаются по потоку, максимально используются технологическое оборудование и оснастка, рабочие специализируются на выполнении отдельных операций, уменьшается расход материалов, более эффективно используются подъемно-транспортные средства и т. п. Особенностью этого метода является необходимость жесткого пооперационного контроля.
На некоторых предприятиях применяют бригадные и индивидуальные методы ремонта. Бригада или отдельный рабочий выполняет весь ремонт отдельного изделия (машины, щита и т. п.) или электрооборудования всего судна. При этом методе рабочие не специализируются на выполнении отдельных операций, снижается производительность труда, требуется всестороннее знание электрооборудования.
Электроремонтный цех возглавляет начальник, при больших объемах работ может быть предусмотрена единица заместителя начальника. Специализированные участки возглавляют мастера, мелкие участки — бригадиры. В штате цеха предусматриваются работники планово-распределительного бюро, занимающиеся оперативным планированием и учетом, табельщики, мастера ОТК, инженеры-испытатели и малый обслуживающий персонал.
Для обеспечения ритмичной работы цеха необходимо уделять большое внимание вопросам комплектации и снабжения, для чего создаются специальные участки комплектации со складскими помещениями и подъемно-транспортными средствами.
Кроме электроремонтных цехов, на большинстве судоремонтных предприятий предусмотрены береговые производственные участки (БПУ), обычно входящие в состав цехов технической эксплуатации флота. В составе БПУ имеется электроучасток, который обычно состоит из нескольких групп, возглавляемых линейными электромеханиками. За каждой группой закрепляется определенное количество судов. В летний период эти участки занимаются техническим обслуживанием флота, а в зимний производят текущий ремонт и испытания электрооборудования и автоматики в зимних условиях.
Для текущего ремонта электрооборудования в каждую группу электроучастка включаются электромеханики из плавсостава. В результате образуется бригада, способная выполнять ремонт и наладку электрооборудования определенной группы судов.
Электроремонтные цехи в основном выполняют средний и капитальный ремонт электрооборудования судов, стоящих в зимний период на акватории предприятия, а также занимаются модернизацией и реконструкцией электрооборудования. Кроме того, иногда приходится выполнять восстановительный, аварийный, поддерживающий и другие виды непланового ремонта. Текущий ремонт, осеннее и весеннее техническое обслуживание выполняются судовыми командами с участием работников БПУ. Создаются комплексные бригады, выполняющие ремонт всего судна в целом, или бригады по ремонту только электрооборудования.
Транспортные перевозки внутри цеха выполняются в основном электрокарами и ручными тележками, а иногда мотороллерами. Для подъема различного оборудования и материалов используют мостовые краны, тельферы, кран-балки и т. п., а для междуэтажных перевозок — лифты. Для доставки электрооборудовании с судна в цех и обратно, а также материалов и оборудования с центрального склада предприятия используют транспортные и подъемные средства судоподъемного и транспортных цехов предприятия. При выполнении транспортах и подъемных операции необходимо строго соблюдать требования Правил техники безопасности.