Содержание материала

ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ

Перед пуском электропривода после длительного перерыва в работе необходимо:
произвести внешний осмотр отдельных элементов (двигателя, пускового устройства, местного и дистанционного постов управления; различных датчиков и т. п.);
убедиться в исправности тормозов;
проверить легкость хода (вращения) выходного вала двигателя;
измерить сопротивление изоляции и состояние щеточного аппарата;
у крупных двигателей перед пуском проверить порядок срабатывания аппаратуры управления с отключенным двигателем.
Пробный пуск следует сначала произвести с местного поста управления вручную, а затем перейти на дистанционное или автоматическое управление. При пробном пуске необходимо обратить внимание на значение тока, наличие посторонних шумов, вибрации, искрения под щетками, нагрева подшипников и обмоток двигателя и состояние пускорегулирующей аппаратуры, тормозов и других элементов, входящих в схему.
При эксплуатации необходимо следить за нагрузкой, нагревом машин, искрением, состоянием аппаратуры, наличием шума, вибрации и принимать меры к устранению недостатков.
Перед выходом в рейс и перед прохождением затруднительных участков пути рулевой привод проверяют при работе на всех режимах, о чем производят запись в вахтенном журнале.
Реостатный пуск двигателей постоянного тока или асинхронных двигателей с фазовым ротором производят постепенным поворотом маховика. В пусковых реостатах маховик должен быть выведен до конца, а в пускорегулирующих — до положения «Ход», так как резисторы пусковых реостатов рассчитаны только на время пуска и при относительно длительном прохождении тока перегорают.
При управлении с помощью контроллеров переключение маховика из одного положения в другое при пуске двигателя необходимо производить по мере разгона двигателя, т. е. плавно, задерживая маховик в каждом положении 1—2 с.
При управлении с помощью командоконтроллеров их рукоятку можно быстро переводить в любое положение, если это необходимо. 
Электропривод должен быть немедленно отключен при заклинивании вала, круговом огне на коллекторе, появлении дыма, недопустимом нагреве, резком изменении частоты вращения, сильных вибрации и шуме, несчастном случае. Это, кроме последнего, не распространяется на механизмы ответственного назначения: рулевые электроприводы, подруливающие устройства, системы ДАУ главных дизелей, электроприводы пожарных и водоотливных насосов при работе их по прямому назначению, электроприводы насосов орошения и т. п., которые могут быть отключены только с разрешения вахтенного начальника.
При обслуживании рулевых электроприводов необходимо следить за работой конечных выключателей, аппаратуры управления, сигнальных ламп. Рулевой привод нельзя выключать даже при неисправности, которая может вывести его из строя.
Электротехнический персонал периодически подвергает испытанию рулевой привод на ходу судна, особенно при крутых поворотах реки и тяжелой нагрузке на винт.

ОБСЛУЖИВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

Перед включением электрической машины в работу необходимо:
произвести внешний осмотр и убедиться в отсутствии посторонних предметов на ее токопроводящих и вращающихся частях, целости изоляции и проводников, магнитной системы, нормальном состоянии щеточного аппарата и т. п.;
провернуть машину вручную или с помощью валоповоротного устройства и убедиться в легкости хода и отсутствии задеваний;
измерить сопротивление изоляции;
проверить контактные соединения.
При пробном пуске, который надо произвести сначала на холостом ходу, а затем под нагрузкой, необходимо:
обратить внимание на ток нагрузки;
проверить искрение под щетками;
замерить частоту вращения;
следить за нагревом отдельных частей, шумом, вибрацией, тряской.
При эксплуатации электрических машин необходимо следить за нагрузкой, шумом, вибрацией, искрением и нагревом. Корпус электрической машины следует содержать в чистоте, попавшие на машину влагу и масло немедленно удалять сухой ветошью. Все болтовые соединения должны быть подтянуты и предохранены от самоотвинчивания. Крышки смотровых отверстий должны быть всегда плотно закрыты, так как открытие их нарушает режим вентиляции машины и способствует перегреву отдельных частей, а также загрязнению машины в целом. У машин, корпус которых находится под сланями и может быть затоплен, необходимо проверять уплотнение подшипниковых щитов и периодически спускать конденсат через специальные отверстия в корпусе. Обмотки машин необходимо обтирать сухой полотняной ветошью, а при сильном загрязнении — ветошью, смоченной в бензине или в щелочном составе эмульгаторов ОП-7 или ОП-10. После чистки бензином машину нельзя включать до тех пор, пока бензин не испарится, а после чистки щелочным составом — пока машина не высохнет. Перед мойкой машину следует обдуть сухим сжатым воздухом давлением не более 0,2 МПа. Более высокое давление приводит к расслоению изоляции, что может привести к выводу машины из строя. Трещины в изоляции обмоток заливают лаком. Поврежденные участки изоляции восстанавливают с помощью изоляционных лент и трубок.
Чистить коллектор (контактные кольца) необходимо сухой чистой неворсистой ветошью. При сильном загрязнении коллектор прочищают ветошью, смоченной в бензине Б-70, причем машина должна быть остановлена и отключена. Нельзя протирать коллектор ветошью, смоченной в бензине, во время работы машины, так как это может привести к воспламенению. Междуламельные дорожки прочищают волосяными щетками или пластинками, изготовленными из фибры или дерева в виде торцового ножа. Шлифовку коллектора и притирку щеток производят в соответствии с указаниями § 45. Желательно ежемесячно изменять полярность на кольцах синхронных генераторов для равномерного их износа. У отдельных машин возможен значительный износ коллектора и контактных колец, когда они работают без нагрузки. Известно, что при малых плотностях тока под щеткой происходит разрушение политуры на коллекторе (кольцах), что приводит к дополнительному их износу.
Обслуживание подшипников скольжения заключается в доливке масла, отборе его проб и наблюдении за температурой. Смену масла при нормальной эксплуатации производят периодически, через 1000 ч работы, но не реже одного раза в год. Для подшипников качения в основном следует применять жировую смазку УТВ (смазку 1-13). Смену смазки у подшипников качения необходимо производить через 3000—4000 ч работы, а у отдельных подшипников — через 10 000 ч. Перед сменой смазки подшипники следует промыть в бензине или керосине с добавкой 5—8% трансформаторного или веретенного масла.