Содержание материала

Глава 17. НАЛАДКА, ИСПЫТАНИЕ И СДАЧА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

ПОДГОТОВКА К ИСПЫТАНИЯМ И ИХ ВИДЫ

Сдаточные испытания электрооборудования — завершающий этап электромонтажных работ на судне.
Предварительно все электрооборудование подвергается испытанию на заводе-изготовителе или на стенде судоремонтного предприятия, но какими бы разносторонними ни были эти испытания, только на судне возможна проверка его в полном объеме.
Сдаточные испытания разделяются на швартовные и ходовые.
Швартовные испытания проводят во время стоянки судов у причальной стенки для проверки качества электромонтажных работ путем испытания каждого устройства в действии при параметрах, обусловленных программами и техническими условиями. При швартовных испытаниях определяют готовность смонтированного оборудования к действию по его прямому назначению, а также его техническое состояние.
При ходовых испытаниях (на ходу судна) проверяют надежность работы всего электрооборудования в условиях качки, вибрации, крена и дифферента судна. Записи о замеченных недостатках в работе отдельных элементов электрооборудования делают в специальном журнале. Недостатки устраняют по возвращении судна на судоремонтный завод.
При швартовных и ходовых испытаниях некоторые электрические аппараты и приборы отрабатывают значительное количество часов. Поэтому по окончании испытаний производят ревизию механизмов; объем работ при этом согласовывают с представителем заказчика.
Все испытания проводит предприятие, выполнявшее ремонт или постройку судна. Для этой цели предприятием назначается ответственный сдатчик и комплектуются сдаточные бригады специалистов. Приемка производится комиссией, назначенной приказом по ведомству.
Объем сдаточных испытаний определяется программой, разработанной проектной организацией и согласованной со всеми заинтересованными и контролирующими организациями. Последовательность и сроки испытаний устанавливаются специальным графиком, при составлении которого учитывают готовность к началу испытаний электрооборудования, механизмов и устройств, так как сдаточные испытания предусматривают комплексную проверку электрических схем или электроприводов в совместной работе с механизмами и устройствами.
При подготовке к сдаточным испытаниям разрабатывают график проведения испытаний; комплектуют сдаточную команду; подготовляют сдаточную документацию; проверяют контрольно-измерительные приборы и оснастку для регулировки защитных устройств; комплектацию монтажного запаса деталей и изделий.
Графики испытаний составляют руководители сдаточных участков и начальник технического бюро цеха. В графиках должны быть установлены сроки начала и окончания сдачи каждой схемы, последовательность предъявления схем.
Сдаточные бригады перед началом работ должны пройти специальную подготовку, изучив при этом расположение электрооборудования; схемы соединения аппаратуры; принцип работы и назначение закрепленных за бригадой схем; инструкции по обслуживанию, программы или методику испытаний; возможные неисправности в работе схем и электромеханизмов и способы их устранения.
Сдаточную документацию готовит техническое бюро цеха.
Перед началом испытаний комплектуют контрольно-измерительные приборы согласно оперативному графику в цеховой кладовой или лаборатории электроизмерительных приборов, а также запас деталей по ведомости, разработанной автором проекта для замены деталей, вышедших из строя во время испытаний.

ИСПЫТАНИЯ СУДОВЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ АППАРАТОВ И РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ

Отремонтированные и предварительно отрегулированные аппараты подвергают испытаниям на специальных стендах. Цель испытания — обнаружение скрытых дефектов, проверка коммутации аппаратов, их нагрев, окончательная проверка и регулировка взаимодействия различных элементов аппаратов.
При стендовых испытаниях проверяют: правильность маркировки внешних выводов в соответствии с принципиальной и монтажной схемами; надежность и правильность срабатывания аппаратов; правильность работы электрических и механических блокировок; сопротивление изоляции при нагреве аппарата; нагрев контактов и отдельных частей аппаратов при номинальном токе; настройку аппаратов на заданные уставки срабатывания; электрическую прочность изоляции. При проверке работы аппаратов под током особое внимание обращают на правильность работы блокировок и фиксирующих устройств (механическая блокировка не должна препятствовать включению сблокированных аппаратов). Кроме того, следят за правильностью работы дугогасящих устройств и при необходимости переключают катушки, обеспечивающие электромагнитное дутье и разрыв дуги в сторону щелей дугогасительных камер.
Испытание аппаратов, помещаемых в щитах, на нагрев (до установившейся температуры) производят перед их установкой на место. Особое внимание обращают на нагрев контактов и контактных соединений шин и проводов, замеряя температуру нагрева электротермометром. Температуру нагрева катушек аппаратов определяют методом сопротивления.
После регулировки и испытания аппаратов проверяют состояние контактных поверхностей, которые не должны иметь значительных оплавлений.
При испытании главных электрораспределительных щитов и распределительных устройств проверяют правильность установки новых или отремонтированных аппаратов и приборов, надежность их крепления, зазоры между токопроводящими частями, надежность контактных соединений; уставки установочных и селективных автоматов, плавкие вставки предохранителей; сравнивают маркировку выводов и тексты надписей на табличках с чертежными данными. Зазоры между токопроводящими частями, между этими частями и металлическими конструкциями должны быть не менее требуемых Правилами Речного Регистра. Правильность монтажа распределительного устройства проверяют при поданном на шины напряжении. Правильность включения вольтметров проверяют по показаниям приборов и сверяют с табличками на щите; амперметров и их переключателей — путем включения нагрузочных реостатов, подключенных на выводы отходящих линий.
После проверки правильности включения приборов и аппаратов проверяют действие их защитных устройств. Для проверки действия максимальной защиты автомата выводы отходящей линии, в которой установлен автомат, закорачивают через предохранитель, а на шины питания подают напряжение.

Рис. 40. Схема проверки реле направления тока

Включив автомат, регулятором возбуждения генератора повышают ток в короткозамкнутой цепи до значения уставки проверяемого автомата. Если автомат срабатывает, значит, он отрегулирован правильно.
Действие независимых расцепителей автоматов проверяют подачей на них напряжения; автомат при этом должен отключиться. Действие минимальной защиты регулируют способом, аналогичным способу регулировки реле напряжения.
При регулировке реле направления тока на шины щита подают номинальное напряжение соответствующей полярности, а к выводам, предназначенным для подключения генератора, присоединяют нагрузочный реостат Д (рис. 40). Концы проводов, подходящие к амперметру А генератора, временно меняют местами. Включив автомат генератора, нагрузочным реостатом Д увеличивают силу тока, протекающего по токовой катушке L1 реле. Регулировкой натяжения пружины, удерживающей в нормальном положении (контакты реле замкнуты) якорь реле с намотанной на него катушкой L2 реле напряжения, добиваются четкого срабатывания реле РОТ при токе, равном 15% номинального (для генераторов с номинальным током до 1000 А) и 20% номинального (для генераторов с номинальным током более 1000 А). Работу реле направления мощности генераторов переменного тока проверяют аналогично.
Испытание на нагрев шин электрораспределительных щитов (рис. 41) производят при закороченных отходящих линиях 2 путем пропускания по шинам 1 номинального тока от генератора Г через автоматический выключатель В. При испытании следят за нагревом контактных соединений.


Рис. 41. Схема испытания шин электрораспределительных щитов на нагревание

Сопротивление изоляции распределительных устройств измеряют при включенной аппаратуре, когда все токопроводящие части электрически связаны. Для защиты от радиопомех в период замера сопротивления изоляции и испытания на электрическую прочность конденсаторы временно отключают. Исправность конденсаторов проверяют мегаомметром напряжением, соответствующим их рабочему напряжению.
Электрическую прочность изоляции распределительных устройств испытывают переменным током частотой 50 Гц в течение 1 мин. Значение испытательного напряжения зависит от рабочего напряжения распределительного устройства (см. табл. 3).
Распределительные устройства и аппараты разрешается устанавливать на судно и эксплуатировать, если они выдержали все испытания и отрегулированы в соответствии с требованиями Регистра СССР и Речного Регистра РСФСР.