Содержание материала

ОБСЛУЖИВАНИЕ СИСТЕМ ДАУ, СЛАБОТОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И СИГНАЛИЗАЦИИ

Перед выходом в рейс или при подходе к затруднительному участку пути должны быть проверены системы ДАУ главных двигателей и вспомогательных механизмов, машинные и рулевые указатели, о чем необходимо сделать запись в вахтенном журнале.
При проверке системы ДАУ главных двигателей и вспомогательных механизмов необходимо произвести внешний осмотр, убедиться в отсутствии признаков неисправностей, произвести опробование работы двигателя на различных режимах (по возможности), обратить внимание на работу отдельных элементов схемы. При наличии аварийных источников питания необходимо проверить работу ДАУ от них. Во время эксплуатации надо следить за тем, чтобы не было неисправностей, масло не попадало на кабели, особенно проложенные по дизелю.
При проверке автоматических или дистанционных систем управления дизель-генераторов необходимо произвести внешний осмотр отдельных элементов, опробовать ручное и местное управление, а затем проверить работу схемы по заданной программе без включения стартера или подачи воздуха в цилиндры дизеля и только после этого произвести автоматический пуск и убедиться в нормальной работе всей системы. Во время эксплуатации указанных систем надо следить за работой всех элементов (реле, датчиков, системы подогрева и контроля и т. д.).
При проверке машинных телеграфов и рулевых указателей необходимо обращать внимание на точность передачи команд или угла поворота рукояток, наличие фиксации рукояток, на работу сигнального устройства и освещения шкал, а также на состояние влагопоглощающего патрона.
При подготовке систем сигнализации (авральной, пожарной, уровня подсланевых вод, обиходной и аварийно-предупредительной) следует проверить состояние датчиков температуры, давления, уровня и т. д., а также исправность ламп, поставив переключатель в положение «Проверка», убедиться в наличии основного и аварийного питания. При опробовании системы надо убедиться в нормальной работе всех элементов. Во время эксплуатации систем сигнализации и связи необходимо следить за тем, чтобы они были постоянно готовы к работе, и за исправностью всех элементов.
При опробовании автоматических пожарных извещателей следует пользоваться специальным источником тепла — электроконвектором небольшой мощности; нельзя для этой цели использовать открытое пламя.

ОБСЛУЖИВАНИЕ ГРЕБНЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ УСТАНОВОК

Перед пуском после длительной стоянки необходимо произвести внешний осмотр всех машин (главных генераторов, гребных электродвигателей, возбудителей, приводов вентиляторов и т. п.), аппаратуры управления, сигнализации и контроля, проверить сопротивление изоляции отдельных элементов схемы, легкость хода контроллеров, селекторных переключателей и других аппаратов, работу блокировок задающих устройств постов управления, а также вентиляцию.
При пробном пропуске необходимо собрать в определенной последовательности схему гребной электрической установки, обратить внимание на состояние схемы после включения каждого отдельного аппарата и убедиться в ее нормальной работе (отсутствие перегрузки и перенапряжения, нормальная частота вращения, точность выполнения заданных команд, отсутствие искрения и перегрева, шума и вибрации). Во время пробного пуска надо обязательно проверить работу системы управления как из рулевой рубки, так и с местного поста управления, а также работу резервных возбудителей и вентиляторов. Кроме того, следует проверить работу схемы на различных режимах соединения цепей главного тока.
Во время эксплуатации гребных электрических установок следует убедиться в отсутствии неисправностей, наличии смазочного масла в подшипниках, нормальном состоянии щеточного аппарата, нормальных вентиляции отдельных машин и их нагреве.
На судах, где имеется постоянная вахт в машинном отделении, необходимо периодически проверять работу гребных электрических установок по показаниям приборов и путем непосредственного осмотра машин и других элементов схемы ежечасно записывать в вахтенный электротехнический журнал основные параметры установки, а также указывать проделанную за вахту работу. На судах, где нет постоянной вахты в машинном отделении, периодическое наблюдение за работой этих установок входит в обязанности вахтенного механика, а также помощника механика по электрооборудованию.

При длительной стоянке электрической машины во избежание конденсации паров влаги внутри машины необходимо включать электрогрелки и следить за тем, чтобы температура машины была на 3—5°С выше, чем температура окружающей среды.
Во время эксплуатации надо следить за тем, чтобы в контуре вал якоря —подшипники дизеля—корпус—подшипник электрической машины — вал якоря не появлялись токи. При появлении токов в указанном  контуре может произойти разрушение подшипников дизеля. Такое явление возможно у широко распространенных машин с одним подшипником. Во избежание этого необходимо изолировать от корпуса вал электрической машины со стороны подшипника, т. е. разомкнуть цепь.
При обслуживании гребных электрических установок необходимо строго соблюдать заводские инструкции по эксплуатации электрических машин и аппаратуры управления. Так как на речных судах в качестве двигателей этих установок используют сравнительно мощные машины постоянного тока, следует обращать внимание на относительную влажность воздуха, подаваемого в машину для охлаждения, так как это существенно влияет на работу щеточного аппарата. При влажности менее 16% и температуре 20°С графит щеток теряет свою смазывающую способность и в результате большее трение приводит к значительному износу коллектора. При высокой влажности происходит перенос частиц меди коллектора на щетки (омеднение их), что приводит к значительному износу коллектора. Необходимо поддерживать влажность в пределах 50—80% при температуре 50—60°С.

ОБСЛУЖИВАНИЕ АККУМУЛЯТОРОВ

При эксплуатации кислотных свинцовых аккумуляторов необходимо:
содержать батарею в чистоте, регулярно прочищать вентиляционные отверстия в пробках;
поддерживать уровень электролита на 8—10 мм выше предохранительного щитка, периодически доливая дистиллированную поду. Доливать в аккумуляторы электролит запрещается, кроме тех случаев, когда заведомо известно, что его количество значительно уменьшилось. Плотность доливаемого электролита должна быть равна плотности электролита аккумулятора;
периодически проверять состояние заряженности батареи по плотности электролита и напряжению;
не оставлять батарею в разряженном состоянии во избежание сульфатации пластин;
заряжать батарею номинальным током заряда (в случае заряда методом постоянного тока). При заряде температура электролита не должна превышать 45°С; признаком конца заряда являются постоянные плотность электролита и напряжена в течение последних двух часов, а также бурное выделен» газа;
периодически, хотя бы один раз в три месяца, проводить тренировочные циклы с целью восстановления емкости аккумуляторов;
при появлении трещин в мастике оплавлять соответствующие места пламенем газовой горелки. Повреждения лаковых покрытий устраняют путем нанесения кислотоупорного лака марки БТ-783.
В аккумуляторных должен иметься пятипроцентный водный раствор кальцинированной соды для нейтрализации действия кислоты, попавшей на тело или одежду, и десятипроцентный раствор нашатырного спирта.
При эксплуатации щелочных кадмиево-никелевых и железо-никелевых аккумуляторов (батарей) необходимо:
содержать в чистоте аккумуляторы, аккумуляторные ящики и стеллажи;
смазывать техническим вазелином никелированные, не покрытые лаком детали аккумуляторов (при этом не следует смазывать резиновые прокладки пробок и покрытые черным лакок корпуса);           
периодически прочищать вентиляционные отверстия и сточные отверстия деревянных ящиков батарей;
поддерживать уровень электролита над верхнем краем пластин в пределах 5—12 мм, а плотность составного калиево-литиевого раствора — в пределах 1,19—1,21 г/см3;
заряжать щелочные аккумуляторы постоянным нормальным током заряда.
В случае необходимости можно снизить значение тока до половины. Заряд очень малыми токами ухудшает работу этих аккумуляторов. Заряд следует производить при снятых пробках. После заряда аккумуляторы нужно протереть и поставить на место пробки. «Кипение» аккумуляторов не является признаком конца заряда. Аккумулятор заряжается нормальным током заряда в течение 6 ч. Разряд аккумуляторов можно производить любым током до конечного напряжения, значение которого зависит от длительности разряда (при восьмичасовом и более длительном режиме разряда — не ниже 1,1 В, при одночасовом — не ниже 0,5 В).
Для нейтрализации действия щелочи, попавшей на тело или одежду, необходимо пользоваться трехпроцентным раствором борной кислоты.
Уровень электролита удобно проверять с помощью стеклянной трубки. Опустив трубку до упора в предохранительный щиток или пластину, закрывают верхний конец ее и вынимают из аккумулятора. По мениску в трубке определяют уровень электролита над пластинами.