Содержание материала

ДЕФЕКТАЦИЯ ЭЛЕКТРОИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ И СЛАБОТОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Для дефектации электроизмерительные приборы демонтируют и сдают на специализированный участок судоремонтного предприятия или участок Государственного комитета СССР по стандартам. Периодичность поверки электроизмерительных приборов устанавливается в соответствии с ГОСТ 8.002—71 и Положением по организации метрологической службы в Минречфлоте РСФСР:
Тахометры................................................................................ 1.. раз в год
Термометры (кроме стеклянных) ... 1 раз в 2 года
Термометры сопротивлений................................................... 1.. раз в 2 года
Термопары                                                                                  1 раз в год
Амперметры, вольтметры и ваттметры всех классов, а также частотомеры, омметры, ампер- вольтомметры, мегаомметры, синхроноскопы . 1 раз в 2 года
Электросчетчики активной и реактивной энергии 1 раз в 4 года Электросчетчики бытовые             1              раз в 8 лет
Трансформаторы тока и напряжения ...                                   1 раз в 8 лет

К основным дефектам, устраняемым на специализированных участках судоремонтных предприятий, относятся повреждение стекла или корпуса прибора, зацепление стрелки за шкалу или заскакивание за ограничитель, потускнение или осыпание покрытия циферблата, повреждение шунтов и трансформаторов тока.
В судовых условиях ремонт измерительных приборов не производят, но их поверку желательно проводить на судне.
При дефектации слаботочного оборудования (рулевых указателей, машинных телеграфов, электротахометров, средств сигнализации и внутренней связи) необходимо особое внимание обращать на целость корпусов и сальников, состояние влагопоглощающих патронов, четкость надписей шкал (циферблатов) и проверять сопротивление изоляции. Вскрытие приборов производится в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей.
У электротахометров самой частой неисправностью является обрыв обмотки датчиков, у тахометров постоянного тока — выход из строя подшипников и поломка валов. Соответствие между показанием приборов тахометрической установки постоянного тока и истинным значением частоты вращения вала достигается поворотом магнитного шунта тахогенератора.
К возможным неисправностям рулевых и машинных телеграфов относятся: сгорание обмоток сельсинов или индукционных катушек, сгорание катушек бленкеров, реостатов подсветки, обгорание контактов следящего механизма, реле или ключа-коммутатора, а также механические повреждения (износ и т. п.).
Дефектация звонковой сигнализации и телефонных аппаратов сводится к регулировке с заменой отдельных частей.
При дефектации аварийно-предупредительной сигнализации главных двигателей, вспомогательных механизмов и системы контроля их работы необходимо тщательно опробовать всю систему в действии, сравнив показания отдельных приборов и срабатывание отдельных датчиков с показаниями приборов, установленных на механизмах, или контрольных приборов.

РЕВИЗИЯ КИСЛОТНЫХ И ЩЕЛОЧНЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ И ИХ ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ

В процессе эксплуатации кислотных аккумуляторных батарей возможны следующие неисправности: появление · отстающих аккумуляторов, сульфатация пластин, короткое замыкание в аккумуляторе, коррозия решеток, разрушение и коробление положительных пластин, загрязнение электролита и повышенный саморазряд, а также повреждение выводов баков и ящиков.
Отстающие аккумуляторы можно выявить по следующим признакам: понижение плотности электролита по сравнению с плотностью электролита других аккумуляторов данной батареи, более низкое напряжение в конце заряда и более высокая температура во время заряда, а при разряде — более быстрое падение напряжения (разность напряжений аккумулятора перед снятием батарей с разряда должна быть не более 0,2 В). Сульфатация пластин может быть обнаружена по следующим признакам: пониженные плотность и емкость, высокое напряжение в начале и конце заряда на элементе (до 3 В), раннее газовыделение при заряде. При разборке сульфатированные пластины можно определить по цвету и структуре активной массы (цвет — белый, структура — крупнозернистая). Короткое замыкание внутри батареи проявляется в низкой плотности электролита, быстрой потере емкости после полного заряда и низком напряжении. На речных судах большинство свинцовых аккумуляторов списывают из-за разрушения положительных пластин (оползание активной массы и разрушение решетки). Увеличение плотности электролита, понижение его температуры и повышение плотности тока при разряде значительно ускоряют разрушение активной массы. Решетки положительных пластин разрушаются в случае применения технической кислоты вместо аккумуляторной, а также воды с примесью железа, хлоридов и нитридов. Загрязнение электролита определяют визуально, набрав электролит грушей и залив его в стеклянную колбу. Повышенный саморазряд определяют но снижению емкости бездействующего аккумулятора.
К характерным неисправностям щелочных аккумуляторов относятся потеря емкости, повышенный саморазряд, обильное газовыделение или отсутствие его и неисправность баков.
Причинами потери емкости являются накопление углекислого калия в электролите, систематические недозаряды, разряд малыми токами, короткие замыкания, утечки тока, применение электролита зимней плотности и несвоевременная замена электролита. Короткие замыкания, в свою очередь, происходят в результате загрязнения электролита и ящиков аккумуляторов. Повышенный саморазряд может происходить в результате коротких замыканий во внешней цепи и загрязнения электролита. Обильное газовыделение из неработающего аккумулятора является признаком того, что электролит сильно загрязнен. Отсутствие газовыделения при заряде является признаком короткого замыкания.