Содержание материала

Часть II. РЕМОНТ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ
Глава 6. ДЕФЕКТАЦИЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

  1. ПРИБОРЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ И ДЕФЕКТАЦИИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

В соответствии с Правилами ремонта судов предремонтная дефектация должна производиться специальными комиссиями. Цель дефектации — выявление дефектов и износов, не обнаруженных в процессе эксплуатации. Ответственность за организацию, сроки, полноту и качество дефектации судна в целом и электрооборудования в частности несут владелец флота и предприятие —  исполнитель ремонта. При дефектации должны быть учтены требования контролирующих организаций.
Предремонтную Дефектацию и заполнение форм дополнительных ведомостей производят в следующие сроки со дня приемки судна в ремонт: при текущем ремонте — 10 дней; при среднем ремонте — 15 дней; при капитальном ремонте — месяц. Дефектацию нужно выполнять с применением современных методов дефектоскопии, специального инструмента и приспособлений, в соответствии с действующими государственными стандартами, нормами и инструкциями.
В современных цехах для проверки и дефектации электрооборудования перед его ремонтом используют следующие приборы и приспособления: электронные аппараты СМ-1 и ЕЛ-1, установки для проверки на межвитковые замыкания катушек, приспособления для нахождения пазов с короткозамкнутыми витками, различные приспособления для отыскания дефектов якорей машин постоянного тока и обмоток статора машин переменного тока, прибор ЭСКИ-М для сушки и контроля влажности обмоток, мегаомметр и другие контрольно-измерительные приборы, а также щупы, индикаторы СТИ и т. п. Электронные аппараты СМ-1 и ВЛ-1 служат для определения дефектов в обмотках постоянного и переменного тока. С их помощью можно обнаружить обрыв и обмотке, плохую пайку концов обмотки в местах соединений, пазы с короткозамкнутыми витками обмоток статора (фазового ротора) и якорей машин постоянного тока. Эти аппараты можно использовать для определения правильности соединения обмоток после ремонта. Аппараты получают питание от сети переменного тока напряжением 127—220 В и посылают в испытуемую обмотку импульсы с амплитудой до 600 В при токе в несколько миллиампер.
Электронный аппарат работает следующим образом.
После подключения к сети на экране электронно-лучевой трубки появляется яркое свечение в виде точки. Двумя вертикальными пластинами луч трубки разворачивается в горизонтальную полосу, а две горизонтальные пластины заставляют его колебаться в вертикальном положении. При подключении аппарата к испытуемой обмотке импульсы, посылаемые от аппарата к обмотке распределяются между ее ветвями, и на экране появляется кривая. Метод испытания аппаратом основан на сравнении двух ветвей обмотки. Так, например, при испытании обмотки статора выводы «Выходной импульс» подключают к выводам двух фаз. Для проверки обмотки якоря электрической машины постоянного тока на коллекторе устанавливают специальное приспособление, позволяющее подсоединить к аппарату две равные ветви обмотки якоря. Если дефектов в обмотке нет, то на экране аппарата появляется одна кривая. В случае отсутствия симметрии обеих ветвей (дефекта) появляются две кривые; обычно у вершины кривая раздваивается. С помощью указанных аппаратов по характеру кривой можно легко установить характер неисправности.
Дефекты в обмотках якорей, статоров, полюсов и т. п. определяют также с помощью других приборов и аппаратов, часть которых будет описана дальше.
Конструкция контрольно-измерительных приборов известна из курса электротехники и в настоящем учебнике не рассматривается.
Здесь уместно остановиться на приборе ЭСКИ-М, разработанном кафедрой электротехники ГИИВТа, с помощью которого можно определить степень увлажнения обмотки, что имеет большое значение для установления объема работ по ремонту машин, аппаратов и т. п. Принцип работы прибора ЭСКИ-М основан на явлении перемещения молекул жидкости под действием постоянного электрического поля, называемом электроосмосом. У изоляционных материалов это перемещение внутри пор происходит в направлении вектора электрического поля, т. е. от плюса к минусу. Переносной прибор, собранный в одном корпусе, удобен в эксплуатации (масса — 6 кг) и состоит из блоков питания, преобразования, выпрямления и измерения. Прибор (рис. 6) может работать на постоянном токе напряжением 24 В и переменном напряжением 220 В в зависимости от положения переключателя В6. На выходе прибора при положении переключателя В5 выходное напряжение составляет 250 В (режим I) или 520 В (режим II). Положительный потенциал с выводов выхода подводится к токопроводящей части контролируемого объекта (машины, аппарата, кабеля), а отрицательный потенциал — к корпусу судна. Если при работе прибора сопротивление изоляции возрастает, то в контролируемом объекте имеется влага. 

Рис. 6. Схема прибора ЭСКИ-М:
Д1 — диод включения низковольтного питания; Д2—Д9 — диоды выпрямителя, входящего в общий блок питания: Т1 и Т2 — транзисторы инвертора общего блока питания; Д10, Д11 — стабилитроны, стабилизирующие выходное напряжение; Пр1 и Пр2 — предохранители; R1— R24 — резисторы; А — микроамперметр для контроля рабочего тока; Л1 — сигнальная лампа работы трансформатора; Л2 — неоновая сигнальная лампа на выходе выпрямителя; Тр — трансформатор; С1—С3 — конденсаторы фильтров; В1 и В3 — кнопочные переключатели; В2 и В4 — галетные переключатели; В5 и В6 — тумблеры

Если сопротивление изоляции остается постоянным, то причину снижения со- противления следует искать в другом (попадание посторонних токопроводящих частиц, физическое старение и т. п.). Потребляемая мощность прибора не превосходит 50 Вт. Этот прибор применяется не только для безразборной диагностики, но и для сушки машин и другого электрооборудования.