Содержание материала

ХОДОВЫЕ ИСПЫТАНИЯ

Программу ходовых испытаний намечает судоремонтное предприятие и согласовывает ее с представителями заказчика. Испытания проводят команда судна и сдаточные бригады предприятия; на борту судна при этом находятся представители заказчика и контролирующих организаций.
Основной задачей ходовых испытаний электрооборудования является проверка электрических установок (в комплекте с механизмами и устройствами), которые не могли быть полностью проверены на швартовных испытаниях: гребной электрической установки, рулевой машины, якорно-швартовных механизмов, буксирных лебедок, систем управления, контроля и сигнализации работы главных дизелей, валогенераторов судовых электростанций и т. д. Во время ходовых испытаний судна производят также эксплуатационную проверку всего оборудования, которое подвергалось швартовным испытаниям. При этом проверяют качество всех электромонтажных работ при действии вибрации судна (продолжительность испытаний — несколько суток).
Испытания гребной электрической установки судна (с прямой, гидравлической или электрической передачей мощности на винт) производят в комплексе с испытанием всех работающих в это время механизмов, приборов и аппаратов в режимах малого, среднего, полного и самого полного хода, реверсирования и маневрирования судна порожнем (без состава) и в грузу при различных глубинах на фарватере.
Проверку действия рулевой машины и электропривода производят при различной скорости хода судна, выполнении маневров и на циркуляции. При полном ходе судна записывают продолжительность перекладки руля с борта на борт и значения измеряемых через каждые 5 мин напряжений питающей сети и тока исполнительного двигателя. Продолжительность испытаний — 30 мин. Работу рулевого устройства на среднем заднем ходу проверяют попеременной перекладкой руля на максимально возможные углы, контролируя все параметры машины. Безотказность работы рулевого устройства проверяют включением и выключением рулевого электропривода около 350 раз в течение одного часа.
Электрооборудование якорного устройства проверяют при нагрузке электродвигателя в течение 30 мин; при этом замеряют напряжение, ток, потребляемую мощность, частоту вращения. Измерения производят при всех положениях командоаппарата, при опускании якоря, выбирании цепи до отрыва якоря от грунта и последующем выбирании якоря.
Проверка работы буксирных лебедок заключается в подтягивании с определенной скоростью буксируемого состава и выбирании висящего троса. Нагрузка и продолжительность работы электродвигателей при этом не должны превышать расчетных.
Контроль работы электроприводов непременно сопровождается определением температуры подшипников и электродвигателей, измерением сопротивления изоляции относительно корпуса судна, а также визуальным определением степени искрения щеточного аппарата электрических машин.
На судовых электростанциях проверяют: диапазон изменения частоты тока и напряжения на валогенераторе при ходе судна с различными скоростями (от малого до полного); работу системы переключения нагрузки с валогенератора на дизель-генератор и обратно; возможность пуска наиболее мощных асинхронных электродвигателей.
После окончания ходовых испытаний приемная комиссия оформляет материалы всех испытаний и составляет акт о приеме- сдаче судна заказчику.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ИСПЫТАНИЯХ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

В период настройки, испытания и эксплуатации электрооборудования до сдачи заказчику электромонтажник работает с действующим электрооборудованием. Работы могут выполняться при полностью, частично (с работающих частей) снятом напряжении или без снятия напряжения.
Все виды работ выполняют только с разрешения мастера или бригадира, за исключением работ по обслуживанию электрооборудования (пуски, смена вышедших из строя ламп, смена предохранителей и т. п.).
При полном или частичном снятии напряжения необходимо отключить объект, па котором предполагается работа; если имеются предохранители, их следует вынуть и на выключателе повесить плакат: «Не включать! Работают люди!». Перед началом работ следует убедиться в том, что напряжение отсутствует, а отключенное электрооборудование заземлено. Отсутствие напряжения проверяют между полюсами или фазами и каждым полюсом или фазой и корпусом. Если имеются конденсаторы, их следует разрядить.
Работа без снятия напряжения допускается:
в условиях, исключающих прикосновение к токопроводящим частям;
при измерении нагрузок токоизмерительными клещами и проверке нагрева шин и контактов;
в аварийных случаях в установках с напряжением не выше 500 В (если невозможно снять напряжение).
Такие работы выполняют два электромонтажника, имеющие квалификационную группу не ниже четвертой у одного и третьей у другого. При этом обязательно применяют диэлектрические защитные средства.
Сопротивление тела человека в зависимости от условий, в которых он находится, имеет различное значение. При наиболее неблагоприятных условиях сопротивление току может понизиться до 1000 Ом. Опасным для жизни человека считается переменный ток (при частоте 50—60 Гц) 0,1 А и постоянный ток 0,05 А. При контакте человека с электрической сетью сопротивление его тела сначала велико и через тело проходит малый ток, но он вызывает судороги мышц. Если человек в первые секунды не сумел освободиться от действия тока, сопротивление его тела начинает резко снижаться, проходящий ток возрастает и это приводит к остановке сердца и прекращению дыхания человека. Сеть, под действие тока которой попал человек, необходимо отключить, приняв меры предосторожности и оказать первую помощь пострадавшему.

ПЕТР ПЕТРОВИЧ СЕЛИВАНОВ, ЕВГЕНИИ ТИМОФЕЕВИЧ МЕШКОВ
РЕМОНТ И МОНТАЖ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ