Содержание материала

ПРОГРЕССИВНЫЕ МЕТОДЫ РЕМОНТА

В настоящее время на передовых судоремонтных предприятиях широко распространены агрегатный и агрегатно-узловой методы ремонта судового оборудования в целом и электрооборудования в частности..
При агрегатном методе электрооборудование, подлежащее ремонту, снимают с судна и доставляют в цех или отправляют на другое предприятие, а взамен устанавливают электрооборудование из обменного фонда. При агрегатно-узловом методе у электрооборудования большой мощности заменяют отдельные узлы (сборочные единицы). При применении этих методов необходимо создать обменный фонд электрооборудования или отдельных ремонтных узлов (сборочных единиц).
Благодаря пользованию указанными методами повышается качество и снижается себестоимость ремонта, достигается более равномерная загрузка предприятия, сокращаются сроки ремонта. Особенно эффективно применение агрегатного метода при ремонте крупносерийных судов.
Заводское техническое обслуживание проводится силами команды судна и работниками БПУ на акватории завода. При этом, кроме обычного технического обслуживания выполняется мелкий ремонт всего судна силами заводских рабочих. Достоинство этого метода заключается в том, что работы выполняются членами команды, которые хорошо знают особенности обслуживаемых ими механизмов, что способствует повышению Производительности труда и высокому качеству работ. К заводскому техническому обслуживанию готовятся заранее, поэтому до проведения его судно снабжают необходимыми сменно-запасными частями и материалами, а часть работ выполняют летом. Суда смешанного плавания, работающие круглый год, подвергаются техническому обслуживанию на акватории завода, но без подготовки к. зимнему отстою.
К прогрессивным методам ремонта следует отнести и ремонт силами судовых команд, когда во время зимнего ремонта из числа судовых электромехаников создают бригады, возглавляемые одним из опытных электромехаников или линейным электромеха ником БПУ.
Широко применяется метод бригадного подряда, когда из числа судовых команд создают комплексные бригады, в которые входят специалисты различных профилей. Такая бригада заключает договор на ремонт всего судна, выполняет все работы и сдает судно в технической или эксплуатационной готовности.
На большинстве судоремонтных предприятий электрические машины ответственного назначения во , время каждого среднего ремонта, а остальные во время второго среднего ремонта, снимают с судов, доставляют в цех, где они подвергаются чистке (мойке), сушке, пропитке и покрытию изоляционными лаками и эмалями.
Применение прогрессивных методов ремонта дает возможность улучшить качество, снизить себестоимость работ, повысить производительность труда и своевременно сдавать суда в эксплуатацию после ремонта.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА НА СУДНЕ

При выполнении электроремонтных и электромонтажных работ на судне необходимо правильно организовать рабочее место. От этого зависят производительность труда, себестоимость ремонта, безопасность условий труда и т. д. Обеспечение культуры труда достигается при соответствующем расположении инструмента, приспособлений и устройств, соблюдении чистоты рабочего места, нормальных освещенности и температуре помещения и т. д. Рациональное расположение инструмента и приспособлений и применение его для выполнения определенных операций способствуют повышению производительности труда и качества ремонта и монтажа, сокращению количества движений и, таким образом, уменьшению утомляемости рабочих. При несоблюдении чистоты рабочего места отдельные части машин и аппаратуры загрязняются, что может привести к авариям. Так, например, попадание металлической стружки или опилок на обмотки может привести к пробою изоляции, а попадание их в подшипники — к аварийным ситуациям. При плохой освещенности ухудшается качество ремонта и не соблюдаются условия безопасности труда.
Для нормальной организации рабочего места на судне в период зимнего отстоя необходимо подавать от береговых сетей электроэнергию для освещения, а в некоторых случаях и для отопления, снабжать электромонтажников (ремонтников) всеми необходимыми приборами, инструментом и материалами, поддерживать нормальную «температуру, для чего использовать электроконвекторы или другие источники тепла (подача горячей воды с берега, установка отопителей и т. п.).
При работе на судне необходимо назначить лицо, ответственное за соблюдение правил безопасности труда и противопожарной безопасности. Иногда в результате неосторожности и непринятия своевременных мер на судах во время ремонта происходят пожары. Причиной их обычно бывают короткие замыкания в переносном инструменте и приборах, неосторожное обращение с открытым огнем (паяльные лампы, спички, факелы и т. п.), опрокидывание емкостей с бензином и другими горючими жидкостями.
Перед началом работы необходимо провести инструктаж на рабочем месте по безопасным приемам труда. Особое внимание надо обращать на работу с переносным инструментом, находящимся под напряжением. Следует помнить, что и при безопасном напряжении в неблагоприятных условиях (оголенный провод, мокрая одежда, усталость и т. п.) возможно поражение током с тяжелым исходом.
Следует быть особенно внимательным и при работе с подъемно-транспортными средствами (талями, тельферами, лифтами и т. п.).