Содержание материала

На судах используются сухие трансформаторы — однофазные и трехфазные небольших мощностей. К их основным неисправностям относятся замыкание между витками, замыкание между фазами, обрыв цепи, образование короткозамкнутых контуров, а также повреждения выводных панелей, корпусов, выводов.
При замыкании между витками и между фазами катушки разматывают до того места, где произошло замыкание, затем провод сращивают, изолируют и наматывают снова. Как правило, у маломощных трансформаторов площадь сечения обмоточного провода невелика, а поэтому для устранения указанных неисправностей приходится полностью заменять поврежденную обмотку. При необходимости полной перемотки изготавливают каркас, на который наматывают новую катушку, а затем собирают сердечник.  Каркасы катушек и выводы изготовляют, как для катушек обмоток возбуждения электрических машин. У секционных катушек некоторых трансформаторов к панели подводят несколько выводов для возможности регулирования напряжения или получения различных напряжений. Для присоединения этих выводов с провода внутри катушки снимают изоляцию, конец вывода соединяют с проводом пайкой мягким припоем или сваркой, после чего изолируют слоем лакоткани и выводят с торца катушки. У небольших трансформаторов такой вывод лучше выполнить с помощью петли, т. е. обмоточный провод выводят на торец катушки в виде петли. Этот способ рациональнее; внутри катушек не надо производить пайку.
Обрыв обычно происходит у выводного конца катушки, поэтому для устранения его осторожно снимают верхние витки, затем провод сращивают, изолируют и выводят новый проводник.
Короткозамкнутые контуры образуются в результате замыкания стали, их устраняют так же, как у электрических машин. Поврежденные выводные панели изготавливают из текстолита, гетинакса и других равноценных материалов.
Ремонт поврежденных корпусов (баков) не вызывает затруднений, так как они изготавливаются из листовой стали. Бак покрывают изнутри и снаружи антикоррозионной эмалью ГФ 92-ГС.
В настоящее время на судах эксплуатируется большое число дросселей насыщения и магнитных усилителей. Ремонт их во многом аналогичен ремонту трансформаторов, с той лишь разницей, что у магнитных усилителей на стержнях укладывается несколько обмоток управления, поэтому необходимо внимательно относиться к маркировке выводов.
После ремонта магнитный усилитель должен быть обязательно проверен на согласованность обмоток управления. Для этого к ним подводят постоянный ток с соблюдением полярности и проверяют изменение Индуктивного сопротивления рабочих обмоток. Если начала и концы выводов обмоток управления спутаны, схему, в которой применены усилители, наладить трудно.