ДЕФЕКТАЦИЯ ТРАНСФОРМАТОРОВ И МАГНИТНЫХ УСИЛИТЕЛЕЙ
При дефектации трансформатор осматривают, для чего вскрывают защитную крышку его бака. При осмотре обращают внимание на целость бака и его обмоток, а. также магнитопровода. Бак у трансформаторов водозащищенного исполнения должен соответствовать степени защиты 1Р56. Плата выводов должна быть целой и не иметь цветов побежалости, свидетельствующих об ее перегреве. Изоляция выводов должна быть эластичной, без следов разрушения. Наконечники и болты не должны иметь обгаров и разрушений антикоррозионного покрытия. Плотность сальника должна соответствовать указанной степени защиты от окружающей среды. Изоляция обмоток трансформатора не должна быть разрушена, обмотки не должны иметь следов перегрева и загрязнения. Магнитопроводы должны быть хорошо стянуты и не должны иметь следов перегрева. Для трансформаторов защищенного и открытого исполнения требования относительно защиты от окружающей среды должны соответствовать данной группе.
После внешнего осмотра проверяют сопротивление изоляции с помощью переносного мегаомметра. Сопротивление изоляции необходимо проверить для каждой катушки относительно корпуса, а также между катушками. Рабочее напряжение мегаомметра должно соответствовать номинальному напряжению катушки высокого напряжения. Затем проверяют сопротивление катушек, для чего используют омметры или мосты. После этого трансформатор включают в сеть. Сначала его испытывают на холостом ходу. При этом следят, нет ли гудения, обращают внимание на значения тока и напряжения на вторичных обмотках, убеждаются в отсутствии нагрева обмоток, стали магнитопровода, выводов и т. п. Затем трансформатор нагружают до номинальной мощности и проверяют значения тока и напряжения, убеждаются в отсутствии нагрева и гудения.
Неисправности и дефекты, которые можно устранить во время дефектации (ослабление контактных соединений и болтов, стягивающих пакет активной стали, а также крепежных и уплотнительных болтов, разрушение незначительных участков изоляции или окраски отдельных частей; загрязнение и т. и.), устраняют немедленно. Если неисправности и дефекты устранить в судовых условиях нельзя, трансформатор отправляют на ремонт. Дефектацию магнитных усилителей (дросселей насыщения) производят так же, как и трансформаторов, с той только разницей, что при проверке под нагрузкой на обмотки управления поочередно подают напряжение постоянного тока определенной полярности и замеряют ток на выходе усилителя.
Затем согласовывают работу обмоток в соответствии с принципиальной схемой установки и снова проверяют ток выхода.
ДЕФЕКТАЦИЯ ЩИТОВ И АППАРАТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ
При дефектации корпусов щитов и аппаратуры необходимо обращать внимание на наличие трещин, вмятин, задиров, облома лап, коррозии, проверить состояние крепежа и сальников, а также окраску.
При дефектации распределительных устройств следует уделять большое Внимание состоянию крепежных деталей токопроводящих частей. После внешнего осмотра щитов, пультов и станций необходимо измерить сопротивление изоляции и опробовать их в действии под нагрузкой. Самая трудоемкая работа при дефектации ГРЩ — нахождение мест с пониженным сопротивлением изоляции. Для этого иногда приходится методом последовательных отключений проверять отдельные участки внутреннего монтажа. Обычно замыкание на корпус (снижение сопротивления изоляции) происходит на концах проводов и реже в средних частях их.
При дефектации проводов внутреннего монтажа проверяют состояние изоляции и крепление наконечников, а также наличие маркировки. Если изоляция провода при сгибе по радиусу, равному двум его диаметрам, лопается, то провод надо заменить. Убеждаются в отсутствии трещин на шинах, надломов, состоянии окраски. У изоляционных панелей проверяют, нет ли расслоений, обломов, выбоин, прожогов.
При дефектации аппаратов проверяют состояние их контактных частей: определяют поверхность соприкосновения, начальное и конечное нажатие, провалы и растворы контактов, сопротивление изоляции, а у защитных автоматов — порядок замыкания контактов. Для определения поверхности соприкосновения необходимо проложить между контактами копировальную и чистую бумагу, а затем надавить рукой на якорь аппарата до полного его включения. По отпечатку на бумаге можно судить о поверхности соприкосновения. Ее можно определить также с помощью легкосмываемой краски.
Для проверки начального нажатия необходимо закрепить динамометр у подвижного контакта по линии его соприкосновения с неподвижным, а между сердечником и якорем проложить папиросную бумагу. Когда последняя будет легко перемещаться при натяжении динамометра, необходимо произвести отсчет. Конечное нажатие проверяют при замкнутых контактах так же, как и начальное, с той только разницей, что полоску бумаги прокладывают между контактами. Сила нажатия зависит от типа и величины аппарата.
При дефектации контактной части следует проверить состояние дугогасительного устройства (дугогасительную камеру с деионной решеткой и дугогасительной катушкой, постоянные магниты или конденсаторы).
При дефектации магнитной части контакторов, пускателей и реле необходимо проверить состояние катушки, магнитопровода, короткозамкнутых витков у аппаратов переменного тока, немагнитных прокладок у аппаратов постоянного тока, легкость хода якорька.
При дефектации автоматических выключателей проверяют порядок замыкания контактов. Первым должен замкнуться дугогасительный контакт, затем предварительный и, наконец, главный; размыкаться контакты должны в обратной последовательности.
При дефектации расцепителей автоматических выключателей следует проверить состояние магнитной и механической частей, а также уставку тока и время срабатывания установкой УПАЗ; принцип действия ее и методика испытания описаны в § 73.
У автоматов проверяют кинематическую часть механизма свободного расцепления и привод (механический, электромагнитный или электродвигательный).
У пусковых, пускорегулирующих и регулирующих реостатов проверяют состояние контактной части и резисторов, а также защитной части (контактора, реле).
У предохранителей необходимо проверить состояние контактной части и патронов (фибровых цилиндров).
У рубильников и пакетных выключателей проверяют состояние контактов, рукояток управления и изоляционных панелей. При дефектации контроллеров и командоконтроллеров особое внимание уделяют состоянию контактов, кулачков и фиксации в определенных положениях органа управления, а также дугогасительных устройств, плат и уплотнений.
При дефектации любых аппаратов обязательно проверяют сопротивление изоляции всех токопроводящих частей с помощью мегаомметра, а также опробуют их в действии, обращая особое внимание на нагрев отдельных частей, гашение дуги при отключении, явление залипания и гудения магнитной системы.
При проверке сопротивления изоляции следует принимать меры, исключающие пробой полупроводниковых элементов.
При дефектации элементов автоматики (реле, полупроводниковых приборов, датчиков) необходимо проверять их в действии при различных режимах работы.
Следует проверить состояние всех элементов, а также проводов внутреннего монтажа и печатных схем. На многих судах в настоящее время применяются одинаковые блоки, состоящие из большого числа различных элементов (диодов, транзисторов, резисторов, конденсаторов и др.). Для проверки этих блоков желательно иметь специальные стенды, позволяющие произвести дефектацию того или иного блока.
При дефектации сложных схем автоматики (системы для главных двигателей, системы автозапуска дизель-генераторов схем котельной автоматики и др.) целесообразно отдельные датчики имитировать с помощью кнопок, выключателей, источников напряжения и т. п. Так, например, при проверке системы автоматического запуска дизель-генератора центробежное реле скорост имитируется обычными выключателями. У некоторых подобных систем имитируется работа тахогенератора подачей определенного напряжения на вход соответствующего блока.