Глава 2. ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ
- ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ
В процессе эксплуатации судовое электрооборудование подвергается воздействию механических нагрузок, низких или повышенных температур, электрического поля, влаги, паров масел и т. п., что приводит к износу отдельных его частей и снижению технико-эксплуатационных показателей.
Сохранение, а также восстановление основных характеристик электрооборудования возможны только при правильной его технической эксплуатации и своевременном ремонте. Техническая эксплуатация судового электрооборудования и его содержание должны производиться в соответствии с Правилами технической эксплуатации судового электрооборудования, Правилами Речного Регистра РСФСР или Регистра СССР, Правилами техники безопасности, Правилами ремонта судов Минречфлота, Правилами технической эксплуатации речного транспорта и другими действующими в системе Минречфлота руководящими материалами.
Ответственность в целом за содержание и техническую эксплуатацию электрооборудования возлагается на механика (старшего механика) судна, а непосредственная ответственность за техническое состояние электрооборудования — на обслуживающий персонал в соответствии с расписанием по заведованию.
В зависимости от мощности и сложности судового электрооборудования, а также условий его эксплуатации на судах устанавливается штат электротехнического персонала (на некоторых судах этот персонал отсутствует). На электротехнический персонал судна возлагается выполнение всех работ, связанных с обслуживанием электрических установок и систем. Если в штате такой персонал не предусмотрен, то обслуживанием электрооборудования занимается лицо, назначаемое механиком судна и имеющее соответствующую квалификацию.
При наличии в штатном расписании не менее трех человек электротехнического персонала на судне вводится круглосуточная вахта электриков. В других случаях постоянная вахта не устанавливается, а режим рабочего дня определяется особыми расписаниями (например, дежурство в определенное время суток, при выполнении отдельных видов работ и т. п.).
Правилами технической эксплуатации судового электрооборудования обусловлен круг обязанностей электромеханика (помощника механика по электрооборудованию):
обеспечение надежной и безопасной работы электрооборудования, правильной технической эксплуатации;
обеспечение своевременного и точного выполнения графиков технического обслуживания;
подготовка электрооборудования при сдаче судов на зимний отстой, его дефектация и приемка из ремонта;
своевременное и качественное составление основных и дополнительных ремонтных ведомостей;
учет отказов электрооборудования, расходования и поступления запасных частей и инвентаря;
ведение формуляров и другой технической документации;
составление отчетов о работе электрооборудования и отправка их через механика судна в цех технической эксплуатации;
своевременное выполнение всех указаний линейного аппарата службы судового хозяйства (ССХ), цехов технической эксплуатации (ЦТЭ), инспекторов Речного Регистра и других инспектирующих лиц;
распределение подчиненных ему лиц по вахтам и работам;
проведение технической учебы команды судна по разделу электрооборудования.
Электромеханик судна (помощник механика по электрооборудованию) непосредственно подчиняется механику (старшему механику) судна. Помощники электромеханика (электрики) подчиняются электромеханику судна.
При проведении технических обслуживаний и ремонте электрооборудования центровка электроприводов, слесарные и токарные работы должны выполняться лицами, имеющими специальность механика. Наружная окраска и содержание в чистоте корпусов электрооборудования, установленного в машинном отделении, входят в обязанности членов машинной команды, а на палубе — палубной команды.
Электрорадионавигационные приборы, а также источники их. питания обслуживают радиотехники или лица, которые их замещают.
Служебную телефонную связь обслуживает электротехнический персонал (или лицо, назначаемое механиком судна), а аппаратуру автоматической телефонной связи — связисты.
При эксплуатации электрооборудования запрещается: использовать его не по назначению;
обесточивать потребителей, отключение которых может привести к аварии судна, за исключением случаев, связанных с опасностью для жизни человека;
отключать электрооборудование при техническом обслуживании без согласования с вахтенным начальником;
производить какие-либо изменения в схемах электрооборудования судов серийной постройки без согласования с автором проекта, Главфлотом Минречфлота и Речным Регистром РСФСР (Регистром СССР);
использовать запасные части не по назначению.
В настоящее время для оказания помощи судовым командам в проведении технического обслуживания во всех пароходствах и бассейновых управлениях пути (БУПах) созданы береговые- производственные участки (БПУ), в составе которых имеется электротехническая группа. Основной задачей электротехнической группы БПУ в навигационный период является проведение технического обслуживания электрооборудования судов, работающих с сокращенным штатом команды и имеющих сложные электрические системы, а также судов на подводных крыльях (СПК), на воздушной подушке (СВП) и других. Кроме того, эти группы привлекаются для выполнения работ по настройке сложных схем автоматики, устранению отдельных неисправностей, проведению контрольных проверок содержания электрооборудования, проверок технического состояния ответственного электрооборудования на пассажирских судах в конечных пунктах, а также перед проходом затруднительных судоходных участков (шлюзы, колена, узкости и т. п.).
В зависимости от местных условий БПУ размещаются на промышленных (заводы, РЭБы), или на эксплуатационных (порты, районные управления, эксплуатационные участки) предприятиях, а также при технических участках БУПов.
Контроль технической эксплуатации судового электрооборудования возложен на службы судового хозяйства (ССХ) пароходств, БУПы и цехи технической эксплуатации флота заводов и РЭБов. Этот контроль выполняется линейным аппаратом (электромеханики-наставники, групповые и линейные электромеханики) пароходства (БУПа), заводов, РЭБов, портов, технических участков и т. п.