На речных судах, где в качестве основного питания .принят постоянный ток, в машинных телеграфах и рулевых указателях применяется система импульсной синхронной связи.
Катушки рассчитаны на напряжение 55—75 В. Поэтому при питании от судовой электрической сети напряжением 110—220 В последовательно с каждой катушкой электромагнитов включают добавочный резистор.
Неисправности в таких системах возникают при перегорании катушек, резисторов, плавких вставок, поломке щеток и обрыве одного из проводов. Признаками этих неисправностей являются рассогласование показаний и колебания стрелки около одного деления ио шкале. Для устранения неисправности необходимо проверить все цепи питания и выявить причину с помощью ампер- вольтомметра. Неисправные резисторы или катушки электромагнитов и щетки заменяют новыми. Заменяют также уплотнительные резинки, если они потеряли свою эластичность и не обеспечивают герметизации.
Рассогласование может происходить вследствие:
вращения барабана датчика при отсутствии питания системы пли при обрыве цепи в любой катушечной паре;
снижения напряжения в питающей сети больше чем на 15% номинального, когда сила электромагнитов будет недостаточна для перемещения механизма стрелки;
чрезмерно большой частоты вращения барабана датчика, превышающей пятнадцать замыканий в секунду;
механических повреждений отдельных элементов в приборе приемника.
Причинами нарушения работы приемника могут быть его загрязнение, недостаточная или загустевшая от времени смазка, что вызывает заедание трущихся частей, прогиб тяг, поломку пружин фиксатора, перекос якорьков и т. п. При наличии на судне сети переменного тока для машинных и рулевых телеграфов применяется система индукционной самосинхронизирующей синхронной передачи. Основным элементом этой системы являются сельсины — индукционные машины с однофазной обмоткой возбуждения и трехфазной синхронизирующей обмоткой. Трехфазная обмотка может располагаться на статоре или роторе машины и соединяется в звезду или треугольник; однофазная обмотка возбуждения располагается на роторе или статоре сельсина и подключается к сети переменного тока. Трехфазные обмотки сельсина-датчика и сельсина-приемника соединяют так, чтобы э. д. с. обмоток сельсина-датчика и сельсина-приемника были направлены навстречу друг другу и при одинаковом положении роторов были равны. При повороте ротора сельсина-датчика на некоторый угол равенство э. д. с. в обмотках фаз сельсина-датчика и сельсина-приемника нарушается, что вызывает появление уравнительного тока и вращающего момента, под действием которого ротор сельсина-приемника повернется на тот же угол, что и ротор сельсина-датчика.
От одного сельсина-датчика могут питаться несколько сельсинов-приемников, что дает возможность иметь ряд контрольных постов управления.
Если при вращении сельсина-датчика ни один из роторов сельсинов-приемников не поворачивается, это свидетельствует о неисправности в цепях сельсина-датчика или сельсинов-приемников или о том, что напряжение не подано на систему. Необходимо убедиться в наличии напряжения. Если оно есть, необходимо определить сельсины, которые имеют обрыв в одной или двух фазах. Надо проверить цепь возбуждения, надежность контактов в переключателях, крепление проводов в приборах и соединительных ящиках и устранить обрыв. Если обнаружен обрыв двух фаз внутри сельсина-датчика, то проще заменить сельсин-датчик запасным. Для этого в машинном телеграфе надо установить рукоятку в положение «Стоп», а в рулевом телеграфе установить стрелку на нуль и снять крышку прибора и шкалу. Затем наносят на шестернях метки, отдают контргайку и гайку, крепящую большую шестерню к оси ротора сельсина-датчика, и снимают ее. Отсоединяют монтажные провода от сельсина-датчика, снимают малую шестерню (для машинного телеграфа), вынимают поврежденный сельсин-датчик и заменяют его новым в обратном порядке. Слегка привертывают накладки, крепящие сельсин-датчик к основанию, устанавливают ротор сельсина-датчика так, чтобы риски, нанесенные на роторе и статоре, совместились, надевают шестерню на ось ротора и, слегка закрепив гайками, вводят шестерни в зацепление согласно меткам. Затем включают питание и убеждаются в том, что командные и исполнительные стрелки находятся в положении «Стоп», а у рулевого телеграфа исполнительные стрелки в приборах постов находятся в нулевом положении.
Если совпадения между показаниями сельсина-датчика и сельсина-приемника не будет, необходимо, не нарушая сцепления шестерен, поворачивать статор сельсина-датчика в нужном направлении легким постукиванием деревянной рукоятки отвертки до тех пор, пока не будет достигнуто совпадение стрелок. Лишь после этого следует надежно закрепить накладки, шестерни на осях и закрыть прибор.
Если сработало защитное устройство, то это свидетельствует об увеличенном токе. Значит, неисправность может быть связана с перегрузкой сельсина-датчика, вызванной большим количеством сельсинов-приемников, заклиниванием или заеданием передач роторов или коротким замыканием в цепях питания. Необходимо найти причину и устранить неисправности (табл. 9).