Глава 7. РЕМОНТ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН И ТРАНСФОРМАТОРОВ
ДЕМОНТАЖ, ТРАНСПОРТИРОВКА И ХРАНЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН И ТРАНСФОРМАТОРОВ
Электрическую машину или трансформатор, которые подлежат ремонту в цехе, сначала маркируют, а затем отсоединяют от кабелей. Каждую жилу кабеля маркируют в соответствии с обозначением выводов. После этого конец кабеля изолируют с таким расчетом, чтобы внутрь него не попала влага, и укладывают так, чтобы при ремонте другого оборудования или корпуса судна он не был поврежден. Затем разъединяют машину с приводным двигателем или приводимым механизмом и отсоединяют от фундамента. При этом необходимо замаркировать болты и клинья и убрать их в специально отведенное место; это облегчит последующую установку на фундамент и центровку электрической машины с механизмом. Для подъема оборудования служат специальные рымы, за которые заделывают строп подъемного средства.
Машины, которые невозможно в собранном виде демонтировать с судна, необходимо транспортировать по частям после разборки на судне. Следует соблюдать меры предосторожности, чтобы не повредить отдельные части. Станину застропливают за рымы. Якоря (роторы) можно застропить за вал 1 (рис. 11). Между стропами 3 ставят распорку 2, чтобы предотвратить соприкосновение стропов с коллектором и частями обмотки. Можно охватить стропами якорь (ротор) с боков, но в этом случае под стропы необходимо подложить деревянные рейки (доски), а между рейками и сталью якоря (ротора) прокладывают картон.
При выгрузке якорей (роторов) в вертикальном положении их застропливают за муфту или в торец вворачивают рым.
Транспортировку машин в цех производят при отсутствии атмосферных осадков. При транспортировке машины отдельными частями, которые могут подвергаться повреждениям, их укладывают в специальные ящики или на подставки, предотвращающие их перемещение. Шейки валов, коллекторы и контактные кольца обвязывают войлоком или мягкой тканью.
Рис. 11. Застропка якорей (роторов)
Хранить демонтированные машины следует в помещениях. На части, подвергающиеся коррозии, необходимо нанести пластичную смазку ПВК или технический вазелин. Хранить якорь (ротор) следует на специальных подставках так, чтобы пакет активной стали не касался пола, иначе возможно расслоение пакета и повреждение изоляции. У машин, которые длительно хранятся перед ремонтом, необходимо снять щетки во избежание образования гальванической пары щетка—коллектор. При хранении необходимо периодически осматривать машины и, если есть необходимость, производить переконсервацию.
РАЗБОРКА ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН
Перед разборкой машины необходимо ознакомиться с ее конструкцией, очистить от грязи, насухо вытереть внешнюю поверхность. Разборку машин желательно производить на специальных стендах, облегчающих труд и повышающих производительность труда. Шкивы, муфты, подшипники, вентиляционные крылатки снимают с валов с помощью механических или гидравлических съемников. Если деталь туго сходит с вала, при снятии равномерно постукивают по ней молотком или ставят якорь (ротор) в вертикальное положение и посадочную поверхность смачивают керосином, после чего повторно снимают через 25—30 мин.
Перед снятием подшипниковых щитов машины постоянного тока необходимо снять крышки подшипников, отпустить хомуты траверсы, вынуть щетки из обойм щеткодержателей, отсоединить концы от щеточного аппарата и от коробки выводов, если последняя находится на подшипниковом щите. При снятии подшипниковых щитов отвертывают крепежные болты и два из. них (а у больших машин — и больше) завертывают в диаметрально противоположные отверстия в щите, благодаря чему щит отжимается от станины. После снятия подшипниковых щитов приступают к выводу якоря из станины. Якорь выводят в сторону крылатки вентилятора. При этом необходимо принять меры, исключающие возможность повреждения обмотки, пакета стали и коллектора, для чего в воздушный зазор заводят лист картона, а на конец вала, противоположный крылатке, надевают трубу.
Якорь стропами 3 через распорку 2 стропят за вал 4 (рис. 12, а) со стороны крылатки и за трубу 1 с противоположной стороны и осторожно выводят полностью или до тех пор пока его часть, где находится центр тяжести, не выйдет из станины. Можно также опустить вал на специальную подставку 5 (рис. 12, б), а другой конец якоря — на деревянную подставку 6, стропы 3 захватить за якорь, подложив под них картон, и полностью вывести и опустить якорь на специальные подставки. У больших машин при значительном диаметре вала для выемки якоря применяют фальшвал, который соединяют с полумуфтой вала якоря.
Якоря (роторы) массой до 50 кг, а иногда и несколько больше, выводят вручную. Двое рабочих берутся за противоположные концы вала и, предварительно поставив картон в нижнюю часть воздушного зазора, выводят якорь (ротор). У машин с разъемной станиной верхнюю половину станины снимают и якорь вынимают вверх.
Для выемки якорей (роторов) при большом количестве машин близких типоразмеров для разборки удобно использовать специальное приспособление, которое состоит из кронштейна 3, патрубка 5 и скобы 4 (рис. 13). В зависимости от длины якоря (ротора) скоба может перемещаться по кронштейну. Патрубок 5 надевают на конец 6 вала якоря (ротора), затем устанавливают скобу на рейке кронштейна так, чтобы при подъеме якорь (ротор) был в горизонтальном положении. После этого якорь (ротор) плавно выводят из станины 1 с полюсами 2 или из статора.
Снятие полюсов начинают с верхнего главного; при этом обязательно маркируют прокладки каждого полюса.
Не всегда необходимо производить полную разборку машины. Это зависит от объема ремонта. Так, например, при текущем ремонте иногда необязательно снимать подшипниковый щит со стороны привода, а значит, муфту и крылатку вентилятора. При нормальном состоянии подшипников их тоже не следует снимать; не снимают обычно и полюса.
Разборка асинхронных и синхронных машин мало отличается от описанной. Так, например, у большинства асинхронных машин с короткозамкнутым ротором после снятия крышек подшипников приступают к снятию подшипникового щита (у машин серии АО и им подобных предварительно снимают крылатку вентилятора).
Рис. 13. Приспособление для выемки якорей (роторов) из станины
У отдельных синхронных генераторов с пристроенным возбудителем перед снятием подшипникового щита со стороны, противоположной приводу, сначала снимают якорь возбудителя, затем крышку подшипника и только после этого снимают щит.
Все детали электрической машины при разборке следует маркировать условными знаками и рисками в определенных местах. На подшипниковых щитах и станине в верхней части ставят риску (со стороны коллектора — одну, со стороны привода — дре). Якоря крупных машин маркируют в шпоночном пазу, мелких — на стали. На крылатках вентиляторов знак ставят в верхней части со стороны подшипникового щита, на фланцах — с лицевой стороны, у полюсов — на краю плоскости, обращенной к станине со стороны коллектора, у бракетов или пальцев щеткодержателей — на торцах, обращенных к петушкам коллектора. Порядковые номера на полюсах наносят, начиная с главного верхнего, а затем по часовой стрелке со стороны коллектора нумеруют все полюса, включая дополнительные. Крепеж,, и мелкие детали, кроме прокладок под полюсами, не маркируют и ставят сразу на место.
При разборке машины необходимо составить схему соединений полюсов и выводов.