Содержание материала

При швартовных испытаниях устраняют дефекты монтажа и регулируют работу электрооборудования. Поэтому электрооборудование испытывают только по окончании всех монтажных работ совместно с механическим оборудованием.
Перед испытанием генераторов проверяют электрическую систему пуска дизеля и замеряют сопротивление изоляции относительно корпуса при отключенных аккумуляторных батареях. Затем проверяют работоспособность электрической системы пуска: число возможных пусков без подзаряда аккумуляторных батарей, напряжение и плотность электролита; нагрев межэлементных соединении (в конце проверки). Все данные заносят в формуляр. При испытании панель генератора сначала отключают от всех потребителей и замеряют сопротивление изоляции элементов панели и отдельных обмоток генератора. После этого запускают первичный двигатель, напряжение генератора доводят до номинального и проверяют работу на холостом ходу в течение 15 мин; через каждые 5 мин замеряют напряжение и частоту вращения. На холостом ходу определяют пределы регулирования напряжения (с помощью реостата автоматического регулятора) и пределы регулирования частоты вращения (с помощью регулятора частоты вращения). Проверяют также работу устройства гашения поля. Работу генератора и его аппаратуры в режиме номинальной нагрузки контролируют нагрузочным устройством или включением потребителей энергии. При этом через каждые 30 мин измеряют напряжение генератора, ток возбуждения, ток статора, частоту вращения, коэффициент мощности и активную мощность, температуру подшипников и определяют степень искрения.
Одновременно с проверкой систему регулирования напряжения и частоты вращения генератора в режиме холостого хода производят загрузку генератора до 50% номинальной, сброс и снова загрузку. Аналогичную проверку производят и со 100-процентной нагрузкой.  По осциллограмме переходного процесса определяют максимальное отклонение напряжения, время и точное значение напряжения.
Возможность запуска наиболее мощного штатного потребителя проверяют при 25—30-процентной полной нагрузке. Состав потребителей согласовывают с заинтересованными сторонами. При проверке данные испытаний заносят в специальные таблицы, по которым затем определяют возможность использования данного генератора.
После одиночной проверки всех генераторов проверяют их параллельную работу: возможность включения генераторов на параллельную работу и перевод нагрузки с одного генератора на другой.
Генератор, с которого переводится нагрузка, предварительно нагружают до номинальной мощности меньшего генератора.' Генератор, работающий в режиме холостого хода, подключают параллельно нагруженным и переводят нагрузку. Разгруженный генератор отключают. Этот процесс повторяют дважды. Проверка параллельной работы генераторов сопровождается испытанием действия реле обратного тока или обратной мощности путем уменьшения подачи топлива в один из первичных дизелей. Время срабатывания реле определяют по секундомеру.
Контроль статической устойчивости генераторов производят при параллельной работе, загружая их на 25, 50, 75 и 100% суммарной мощности электростанции. Динамическую устойчивость параллельной работы генераторов исследуют при набросе и сбросе нагрузки, дискретно изменяя ее в пределах 0—50, 50—25, 25—100, 100—50, 50—75, 75—0 % суммарной мощности электростанции. В установившемся режиме с указанными нагрузками измеряют напряжение, частоту тока, коэффициент мощности, активную мощность. По данным измерений определяют точность распределения активных и реактивных нагрузок между генераторами.
При испытании электродвигателей, приводящих в действие масляные, водяные и другие насосы, сначала замеряют переносным мегаомметром с напряжением 500 В сопротивление изоляции относительно корпуса. Измерение производят с помощью включенной пусковой и коммутационной аппаратуры. Если система управления электродвигателя автоматическая, то его работу проверяют на автоматическом управлении.
Работу электрооборудования обслуживающих механизмов под нагрузкой по прямому назначению проверяют одновременно с испытанием агрегата. При этом через каждые 30 мин измеряют напряжение питающей сети, ток и потребляемую мощность; для электродвигателей постоянного тока дополнительно измеряют частоту вращения. Во время работы электродвигателей периодически контролируют температуру подшипников. Для двигателей постоянного тока визуально определяют степень искрения и сразу же после остановки проверяют состояние поверхностей щеток и коллекторов.
Систему дистанционного управления электродвигателей проверяют путем пуска и остановки со всех постов.
При швартовных испытаниях рулевого электропривода сначала измеряют мегаомметром сопротивление изоляции машин одновременно со всеми аппаратами. Действие рулевого устройства на холостом ходу проверяют при управлении с каждого поста. Общая продолжительность проверки — 30 мин. Согласованность показаний электрических и механических указателей проверяют при перекладке руля через каждые 5° со всех постов управления. Перекладывая руль с борта на борт, что соответствует работе привода под нагрузкой, проверяют соответствие фактического времени перекладки требуемому. Одновременно проверяют действие конечных выключателей, сигнализации положения рулевых насадок, контролируют температуру подшипников. В ходе этих проверок измеряют пределы изменения тока исполнительного двигателя. Застопорив механизм рулевой машины вручную, проверяют работу электропривода в режиме стоянки под током. При этом снимают показания приборов по напряжению и току двигателя. Ток двигателя должен быть не менее двукратного.
Звуковую и световую сигнализацию о перегрузке электропривода проверяют размыканием контактов теплового реле или нажатием на кнопку проверки и съема сигнала. Кроме того, следует проверить действие электропривода при перекладке рулей, особенно поворотных насадок, включением его через каждые 4—6° при работе главных двигателей с возможно максимальным упором. Это необходимо для того, чтобы убедиться в отсутствии заеданий механической части привода.
Следует также обращать внимание и на магнитный поток исполнительного двигателя, который можно проверить по сопротивлению обмотки возбуждения и напряжению, подводимому к ней. При ослаблении магнитного потока и сохранении значения тока- якоря в режиме стоянки момент на валу двигателя уменьшится пропорционально потоку, что может привести к отказу привода при увеличении момента на баллере. При наладке желательно проверить момент на валу двигателя. Для этого можно отсоединить двигатель от редуктора, прикрепить к его полумуфте рычаг, за который закрепить динамометр, и включить двигатель (момент должен быть не менее двукратного номинального).
Перед испытанием электрооборудования палубных механизмов измеряют сопротивление изоляции электрических машин относительно корпуса. Во время работы электроприводов без нагрузки при управлении последовательно со всех постов контролируют: действие конечных и блокировочных выключателей; эффективность электрического торможения постановкой рукояток постов управления из крайних положений в нулевое; реверсирование электроприводов. Продолжительность проверки — 15 мин. Для электропривода якорного устройства с дистанционным управлением дополнительно проверяют работу схемы управления серводвигателями, действие конечных выключателей и сигнализации  положения тормозов. Испытание электрооборудования палубных механизмов под нагрузкой производят в режимах, оговоренных программой, измеряя при этом напряжение, ток и потребляемую мощность.
При контроле сети распределения электроэнергии по судну измеряют сопротивление ее изоляции; при этом коммутационная аппаратура приемников на электрораспределительных щитах должна быть отключена. Сеть в этом случае получает питание от береговых источников энергии. Проверяют все варианты переключений, предусмотренных схемой, наличие напряжения, правильность фазировки (полярности) шин и линий на всех распределительных устройствах, правильность действия коммутационной аппаратуры и всех видов сигнализации.
Действие автоматических выключателей питания распределительных устройств контролируют на включение, отключение и четкость работы. Для проверки селективности срабатывания защиты имитируют короткие замыкания в нескольких точках сети, указанных в программе. При этих испытаниях фиксируют по осциллографу напряжение электростанции и ток короткого замыкания для определения времени срабатывания автоматов. После испытаний замеры сопротивления изоляции сети относительно корпуса повторяют.
Контроль арматуры освещения начинают с измерения сопротивления изоляции сети со всеми включенными светильниками относительно корпуса, предварительно отключив питание с первичной обмотки трансформатора. Путем последовательного включения групп освещения светильников проверяют их исправность и работу. Одновременно проверяют наличие напряжения в штепсельных розетках, правильность срабатывания дверных выключателей, возможность дистанционного отключения наружного освещения. Испытывают автоматическое срабатывание сети аварийного освещения при отключении питания основной сети.
Общую и местную освещенность и качество освещения помещений проверяют на соответствие действующим нормам. Потери напряжения в сети освещения контролируют относительно наиболее удаленного светильника, определив разницу напряжений, замеренных на вторичной обмотке трансформатора и выводах светильника.
Сигнально-отличительные огни и светосигнальные приборы испытывают поочередным включением отдельных огней. Перед началом контроля измеряют сопротивление изоляции всей сети с включенными сигнальными огнями. Продолжительность включения топовых огней и аппаратуры импульсных отмашек должна составлять 10—15 мин, проверку производят со всех штатных постов. Контролируют регулировку яркости сигналов установкой реостатов в крайние положения. Действие сигнализации о перегорании ламп проверяют установкой выключателя контроля в режим - «Проверка».
При испытании пожарной сигнализации проверяют действие автоматических извещателей (искусственно, с помощью переносной грелки, создают температуру, необходимую для их срабатывания); сигнализации об исчезновении напряжения (путем отключения аккумуляторных батарей); сигнала тревоги на коммутаторе (нажатием кнопки извещателя); одновременно проверяют отключение звукового сигнала без отключения светового, сигнализацию о перегорании предохранителей. Перед началом испытаний пожарной сигнализации и после них измеряют сопротивление изоляции линии относительно корпуса.
Данные измерений, полученные при швартовных испытаниях, заносят в специальные таблицы и формуляры. На основании этих данных делают заключение о возможности эксплуатации электрооборудования. Заключительным этапом швартовных испытаний электрооборудования и устранения выявленных дефектов является выдача представителем Регистра СССР или Речного Регистра РСФСР документа о годности судна к плаванию.