Электрическая сеть представляет собой сложную систему, обеспечивающую энергией различные судовые механизмы и устройства. Электрические сети судов выполняются с применением проводов и кабелей. Сопротивление изоляций новых кабелей составляет не менее 100 МОм на 1 км длины кабеля. При хорошей изоляции тока утечки незначительны.
Однако внешняя оболочка кабеля, проложенного на судне, соприкасается с корпусом судна; кабель связан с потребителем через выводные или переходные коробки. Вследствие недостаточной герметизации соединительных коробок на поверхности контактов и изоляционных покрытий попадают пыль и влага; образуется грязь, в результате чего возникают токопроводящие мостики. Они могут возникнуть и в результате старения изоляции или ее механического повреждения. При большом количестве токопроводящих мостиков возможны короткое замыкание между жилами или их соединение с корпусом. Это может быть причиной пожара на судне или поражения людей током. Если снижение сопротивления изоляции произошло в выводной коробке вследствие загрязнения, концы кабеля отсоединяют, тщательно очищают коробку от грязи и промывают бензином, а затем сушат. Ремонт и соединение кабельных сетей производят на прямых доступных участках трассы при температуре воздуха не ниже —12°С.
Рис. 28. Сращивание кабеля методом вулканизации:
1 — токопроводящая жила; 2 — резиновая изоляция жилы; 3 — шланговая оболочка; 4 — прорезиненная миткалевая лента; 5 — панцирная плетенка; 6 — обмотка миткалевой лентой; 7 — соединительная обжимная муфта; 8 — шланговая резина ШН-40; 9 — изоляционная резина ПИ-35
Наиболее тяжелым повреждением кабеля является обрыв. В этом случае требуется восстановить токопроводящие жилы, изолирующие и герметизирующие покрытия, защитные и экранирующие оболочки. Обычно однопроволочные жилы площадью сечения от 0,75 до 1,0 мм2 соединяют лайкой внахлест; многопроволочные жилы площадью сечения 0,35—1,5 мм2 — скруткой с последующей пропайкой припоем ПОС-60. В многожильных кабелях соединение следует производить вразгон (одно соединение должно быть смещено по длине относительно другого). После соединения токопроводящих жил восстанавливают изоляционные и экранирующие оболочки. Многопроволочные жилы площадью сечения 2,5—4 мм2 соединяют методом холодной опрессовки с помощью медных гильз. При площади сечения жил до 10 мм2 опрессовку производят ручными клещами, а свыше 10 мм2 — гидропрессом. Опрессовку гильзы производят сначала с одной стороны, а затем с другой, но таким образом, чтобы все лунки находились в одной плоскости.
После соединения токопроводящих жил восстанавливают изоляционный и защитный слои, применяя починочные резины ПИ-35, ПШН-40, ПШ-40 (ПИ-35 — для восстановления резиновой изоляции жил кабеля; ПШН-40 — для найритовой оболочки). Перед вулканизацией соединительную гильзу и участки резиновой изоляции жилы кабеля тщательно протирают ветошью, смоченной в бензине. Когда бензин испарится, накладывают починочную резину, ширину которой выбирают в зависимости от площади сечения жил кабеля. Резину накладывают вполнахлеста; при укладке каждый ряд . проглаживают электрогладилкой. Толщина намотанного слоя резины должна быть не меньше толщины резиновой изоляции жилы. Для создания необходимого давления при вулканизации на починочную резину, пересыпанную тальком, туго наматывают прорезиненную или миткалевую ленту, концы которой закрепляют нитяным бандажом. Затем накладывают еще ряд миткалевой ленты, смоченной в воде, и закрепляют бандажом. После этого кабель сращивают путем вулканизации (рис. 28), продолжительность которой зависит от площади сечения жил кабеля (табл. 7). Вулканизацию производят при температуре от 150 до 160°С.
У кабелей, имеющих более двух жил, вулканизируют одновременно все жилы.
Качество вулканизации проверяют с помощью твердомера типа ТИР. Показание твердомера должно быть не менее 50 усл. ед.
Шланговые оболочки восстанавливают аналогично, но применяют починочную резину ПШ-40.