Содержание материала

Непосредственно перед пробным пуском агрегата необходимо:

  1. включить подачу смазки к подшипникам турбины и лабиринтным уплотнениям, а также устройства откачки воды с крышки турбины;
  2. создать нормальный эксплуатационный режим для маслонапорной установки и открыть все оперативные вентили системы регулирования;
  3. опробовать стопор сервомотора направляющего аппарата, оставив его после этого в открытом положении;
  4. установить маховички механизмов ручного регулирования и ограничителя открытия на колонке регулятора в положении «закрыто»;
  5. проверить действие сигнализации перегрева подшипников и подпятника, прекращения подачи смазки и охлаждения их, а также понижения давления в МНУ и разрушения разрывных устройств направляющего аппарата;
  6. отвести от контактных колец генератора и коллекторов системы возбуждения щетки и закрепить их;
  7. проверить действие системы торможения и убедиться в том, что все колодки отошли от тормозного диска ротора;
  8. в подпятниках с принудительным созданием при пуске масляной пленки за несколько минут до пуска включить подачу масла под давлением к поверхностям трения диска и сегментов;
  9. в местах наблюдения в процессе пуска за действием отдельных узлов и механизмов агрегата расставить хорошо проинструктированный ответственный персонал, обеспечив его надежной и быстрой телефонной или другой связью с пунктом управления пуском гидроагрегата.

Первый пуск агрегата следует производить вручную ограничителем открытия или механизмом ручного регулирования. Направляющий аппарат необходимо быстро открыть несколько дальше положения, соответствующего холостому ходу агрегата, и затем прикрыть до положения меньше холостого хода. При таком открытии направляющего аппарата быстро набирается скорость вращения агрегата, что способствует всплыванию подпятника и созданию в нем масляной пленки, а также лучше промывается через лопатки направляющего аппарата строительный мусор из подводящих устройств.
Со скоростью вращения порядка 75—80% номинальной гидроагрегат должен работать в течение 0,5—1,0 ч, после чего скорость вращения его поднимается до нормальной. При этом с начала пуска необходимо тщательно следить за температурным состоянием подшипников и подпятника, записывая величины температуры в течение первых 10 мин работы агрегата через 2 мин, последующих 30 мин — через 5 мин и далее через 10—15 мин. Обычно температура подшипников и подпятника вначале повышается быстро, а затем повышение ее замедляется и через 2—3 ч она устанавливается постоянной. Максимальная температура подшипников и сегментов подпятника при нагрузке не должна превышать 70° С, следовательно, на холостом ходу она может быть не более 60—65° С. Температура масла при пуске агрегата должна быть не менее 15° С, а подачу охлаждающей воды в систему подшипников и подпятника следует начинать, когда температура масла достигнет 25—28° С.
В случае чрезмерно быстрого повышения температуры подшипников или сегментов подпятника, зафиксированного установленными на них приборами, даже если абсолютная температура и не достигла еще предельной величины, необходимо сразу остановить агрегат, выяснить и устранить причину резкого повышения температуры.

В процессе пробной работы агрегата необходимо все время тщательно осматривать и прослушивать его ответственные узлы, проверять достаточность подачи смазки в турбинный подшипник, а также подачи воды в уплотнение турбины и для охлаждения масла в ваннах подшипников и подпятника. Проверяется действие резервных устройств, защиты и сигнализации, включающихся при прекращении смазки подшипников и подпятника.
При пробном пуске агрегата проверяются величины открытий направляющего аппарата в начале вращения агрегата (пускового открытия) и на холостом ходу и пусковой угол разворота лопастей рабочего колеса. С помощью индикаторов или контактных датчиков с записью на осциллограф проверяются бой вала в различных сечениях, бой контактных колец и коллекторов, а также вибрация подшипниковых опор и крестовин. Допустимые величины вибрации приведены в табл. 11-1.

Таблица 11-1
Величины вибрации подшипниковых опор и крестовин


Место замеров вибрации

Допустимая вибрация, мм. при скорости вращения агрегата до. об/мин

 

187,5

 375

750

Крестовины со встроенными направляющими подшипниками . .

0,18

0,12

0,10

Опоры подшипников гидротурбин

0,05

0,04

0,03

Продолжительность пробного пуска гидроагрегата при нормальной скорости вращения определяется временем, необходимым для установления постоянного температурного режима подшипников и подпятника. При этом установившимся режимом считается неизменность температур трущихся поверхностей подшипников и подпятника в течение не менее 2 ч непрерывной работы. Затем агрегат останавливается для осмотра и определения результатов пробного пуска. Остановка агрегата производится полным закрытием направляющего аппарата и торможением генератора, когда скорость вращения агрегата снизится до 40—50% номинальной.
После остановки агрегата производится осмотр состояния всех его узлов. Особенно тщательно необходимо проверить болтовые и сварные соединения ротора генератора, крепление статора к фундаментным плитам, крепление вентиляторов и воздухоподогревающих щитов, а также соединения всех деталей турбины и генератора, подвергающихся пульсирующим нагрузкам. Проверяется прилегание щеток к контактным кольцам и коллекторам. В турбине проверяется состояние сальника и деталей механизма поворота направляющего аппарата.

5. ИСПЫТАНИЯ ГИДРОАГРЕГАТА НА ХОЛОСТОМ ХОДУ

Второй пуск гидроагрегата для испытания и проверки его работы на холостом ходу может быть произведен после устранения дефектов изготовления и монтажа гидроагрегата, выявленных в процессе пробного пуска. Подготовка ко второму пуску и осмотр агрегата выполняются аналогично подготовке его к пробному пуску. Пуск агрегата вторично производится сразу до номинальной скорости вращения с переводом на автоматическое регулирование, когда главный золотник регулятора будет находиться в среднем положении. Регуляторы переводятся на автоматическое регулирование без ручного регулирования постановкой ограничителя открытия в положение, несколько большее открытия холостого хода.

При нормальной скорости вращения гидроагрегата необходимо измерить напряжение на зажимах регуляторного генератора, и если оно окажется более чем на 10% ниже номинального, то автоматический пуск и работа на автоматическом регулировании не допускаются.
Проверка гидроагрегата на холостом ходу производится вначале на невозбужденном генераторе, а затем проверки повторяются после подачи возбуждения. До включения возбуждения генератора выполняются приведенные ниже проверки и испытания гидроагрегата:

  1. проверяется действие всех резервных устройств, элементов сигнализации и защиты агрегата с аварийной остановкой его от пускоостанавливающего золотника, на который воздействуют через подключенные к нему реле от различных защит;
  2. проверяется работа регулятора и всей схемы автоматики при дистанционном автоматическом пуске агрегата с наблюдением за действием всех автоматических устройств;
  3. производится опробование действия переключателя «ручное — автомат» с проверкой плавности перехода с ручного регулирования на автоматическое и обратно, а также проверка работы гидроклапанов действия сигнализации при их конечных положениях;
  4. определяется максимальный диапазон изменения скорости вращения, а также чувствительность регулятора при снижении и повышении скорости вращения;
  5. определяются величина и период колебания поршня сервомотора регулирующего органа и скорости вращения агрегата. Величина колебаний поршня сервомотора допускается не более 1,0% его полного хода, а колебания скорости вращения — не более 0,3% нормальной;
  6. проверяется режим насосов МНУ, который считается нормальным при отношении времени работы на котел ко времени работы вхолостую не более 1 :4;
  7. измеряются протечки масла в системе регулирования на холостом ходу при автоматическом и ручном регулировании по режиму насоса, если известна его производительность, или по величине снижения уровня масла в котле за определенный промежуток времени, в течение которого насос должен работать вхолостую;
  8. по частотомеру проверяется правильность показаний тахометра на колонке регулятора.

После выполнения проверок и испытаний механизмов агрегата на холостом ходу производятся включение возбуждения генератора и проверочная сушка его в соответствии с принятой технологией монтажных работ. В процессе возбуждения генератора проверяется бой вала, контактных колец и коллекторов, измеряется вибрация опор, а также проверяется действие термоконтроля.
По окончании сушки генератора производятся электрические испытания его в соответствии с пусковой программой.