Содержание материала

Подшипники вертикальных гидроагрегатов являются в основном направляющими, так как подвержены лишь действию нагрузок, вызываемых динамической неуравновешенностью ротора и несимметричностью потока воды. В крупных гидротурбинах применяются, как правило, подшипники скольжения на масляной или водяной смазке.

Рис. 3-22. Подшипник турбины с масляной смазкой.
На рис. 3-22 приведена одна из конструкций подшипника вертикальной турбины с масляной смазкой. Корпус подшипника 2 установлен на крышке турбины. Внутри корпуса закреплен разъемный вкладыш 3, залитый баббитом. Сверху корпуса размещена крышка подшипника 4, имеющая щелевое уплотнение, предохраняющее от протекания масла по валу 1 вверх. Подача масла в подшипник производится по маслопроводу 6. Снизу вкладыша на валу установлено отражательное кольцо 5, которое отбрасывает вытекающее из подшипника отработанное масло в отводящий маслосборник 7. Из отводящего маслосборника масло транспортируется с помощью насоса по трубопроводу 8. Для предотвращения проникновения в подшипник воды из полости рабочего колеса под подшипником установлено сальниковое уплотнение 9.

Длина баббитового вкладыша обычно составляет не более 1,0—0,8 диаметра вала. Зазоры между валом и вкладышем в зависимости от диаметра вала, по данным работающих турбин, приведены в таблице.

Направляющие подшипники с водяной смазкой в настоящее время широко применяются в отечественном гидротурбостроении. Они конструктивно проще и более удобны в эксплуатации, чем подшипники с масляной смазкой. При подшипниках на водяной смазке отпадает необходимость в сложных уплотнениях снизу подшипников, что дает возможность приблизить рабочее колесо к опоре и улучшить работу турбины. Отпадает также надобность во вспомогательном оборудовании для смазки подшипников. Подшипники с водяной смазкой в крупных гидротурбинах выполняются в основном с резиновыми вкладышами. В средних и мелких турбинах применяют также вкладыши из древеснослоистого пластика (лигнофоля).
Таблица
Зазоры в баббитовых подшипниках


Диаметр вала, мм

Зазор, мм

80—120

0,08—0,12

120—180

0,10—0,16

180—260

0,12—0,18

260—360

0,14—0,21

360—500

0,17—0,25

500—630

0,20—0,31

630—800

0,23—0,35

800-1000

0,26—0,41

1 000—1 250

0,29—0,45

1 250—1 600

0,32—0,52

Свыше 1 600

0,40—0,60


Подшипник с резиновыми вкладышами (рис. 3-23) состоит из корпуса 2, закрепленного в крышке турбины. В корпус установлена обойма вкладыша, состоящая из отдельных сегментов 3 с прикрепленными к ним обрезиненными вкладышами 5. Положение вкладыша относительно вала 1 и необходимые зазоры между валом и вкладышем регулируются болтами 4, размещенными в корпусе подшипника. Проникновение воды по валу вверх в крышку подшипника 7 предотвращается верхним торцевым резиновым уплотнением 6.

Протечки воды вниз задерживаются торцевыми резиновыми нижними уплотнениями 8 и 9. Вода для смазки подшипника подается снизу по трубопроводу 10, а отводится сверху трубопроводом 11. Протечки воды по валу внизу отводятся по дренажной трубке 12. В некоторых конструкциях подшипников протечки воды по валу вверх предупреждаются обычными сальниковыми уплотнениями. Зазоры в подшипниках с резиновыми вкладышами обычно устанавливаются равными зазорам в баббитовых подшипниках или немного меньшими, так как резина легче деформируется.
Подшипники с древеснослоистыми вкладышами конструктивно аналогичны подшипникам с резиновыми вкладышами. Опытом эксплуатации установлено, что при нормальных условиях эксплуатации, правильной конструкции и чистой смазочной воде такие подшипники на небольших турбинах могут работать достаточно удовлетворительно.