Содержание материала

Соединение валов генератора и турбины производится после проверки перпендикулярности оси вала плоскости трения подпятника и прицентровки вала генератора к валу турбины. При этом ротор турбины подтягивается к ротору генератора и фланцы валов их прочно соединяются индивидуально подогнанными и замаркированными болтами.

До начала соединения валов необходимо проверить совпадение монтажных меток, нанесенных на фланцах обоих валов при совместной обработке и выверке валов на заводе. Отверстия для соединительных болтов или шпилек также должны совпадать по маркировке и не иметь задиров и забоин, а на сопрягаемых плоскостях фланцев и их образующих не должно быть выступов и заусенцев.

В монтажной практике было принято подтягивание ротора турбины производить тремя или четырьмя временными болтами диаметром несколько меньше диаметра соединительных болтов, либо соединительными болтами с затягиванием гаек их ударами по рукоятке специального ключа. На средних и крупных турбинах этот процесс является физически тяжелым, длительным, приводящим иногда к защемлению и задиру соединительных болтов и даже к перекосу вала. Поэтому в настоящее время широко применяется подъем роторов крупных турбин с помощью гидравлических или механических домкратов.
Преимущества подъема ротора турбины домкратами заключаются в полном отсутствии длительного тяжелого физического труда, повышении качества соединения фланцев и значительном уменьшении затрат времени на соединение валов. Подъем в этом случае производится четырьмя или более домкратами, установленными на фланце генераторного вала или под фланцем вала турбины, с помощью отдельных приспособлении, состоящих из двух болтов и опорной балочки для каждого домкрата (рис. 9-23). Грузоподъемность и количество домкратов определяются весом ротора турбины и количеством соединительных болтов.
Подъем ротора турбины должен производиться всеми домкратами одновременно и равномерно, что лучше всего обеспечивается при применении гидравлических домкратов. Для направления фланцев до начала подъема ставится несколько соединительных болтов, ганки которых в целях безопасности необходимо по мере подъема ротора турбины затягивать, так как при срыве давления в домкратах или повреждениях подъемного устройства ротор турбины может резко опуститься вниз.
После окончания подъема ротора турбины, не снимая давление в магистрали, полностью затягивают направляющие болты, а затем ставятся в соответствии с маркировкой и затягиваются все остальные соединительные болты, а домкраты снимают. Затягивание гаек крупных болтов обычно производится с помощью специального пневмогидравлического ключа с проверкой равномерности напряжения в болтах по усилию затягивания либо по удлинению болтов. Гайки сравнительно небольших болтов могут затягиваться ударами кувалды или специального подвесного устройства (барса) по накидному ключу. Сопрягаемые плоскости фланцев должны соприкасаться плотно, так чтобы щуп 0,03 мм не проходил между ними. По окончании затягивания гайки болтов должны быть застопорены контргайками, точечной электроприхваткой или другим способом.