Содержание материала


Рис. 3-3. Статор с отъемными колоннами.
1— колонны статора; 2 —нижнее кольцо направляющего аппарата; 3 — верхнее кольцо направляющего аппарата.

Рис. 3-4. Кольцевой статор.
1 — статор; 2 — нижнее кольцо направляющего аппарата; 3 — верхнее кольцо направляющего аппарата.
Проточная поверхность камеры рабочего колеса (рис. 3-6) обычно цилиндрическая кверху от оси лопастей рабочего колеса и сферическая ниже оси — для уменьшения зазоров между лопастями и камерой в процессе работы турбины при повороте лопастей. Цилиндрическая форма верхней части камеры позволяет производить монтаж и демонтаж рабочего колеса сверху. В нормализованной камере рабочего колеса общая высота камеры принимается Нк= (0,5:0,53) D1.

Обычно камера рабочего колеса состоит из нижнего кольца 1 направляющего аппарата и нескольких кольцевых стальных частей (поясов) 2, соединенных между собой болтами. В последних конструкциях турбин камеры часто выполняются сварными из вальцованных или штампованных стальных листов. В некоторых конструкциях камер нижнее кольцо направляющего аппарата выполняется отъемным и не бетонируется. Это дает возможность производить монтаж камеры и бетонирование ее вне зависимости от готовности направляющего аппарата. Верхним фланцем камера соединена со статором 3, а нижним опирается на фундаментные балки 4 и соединяется с облицовкой конуса отсасывающей трубы 5 через сопрягающий пояс 6. Для лучшего соединения с бетоном и увеличения жесткости камера на наружной поверхности имеет ребра. В центральной части камеры против оси лопастей рабочего колеса обычно предусматривается отъемный небетонируемый сегмент, который дает возможность вынимать лопасти рабочего колеса.


Рис. 3-5. Статор металлической спиральной камеры.
1 — статор; 2 — фундаментное кольцо; 3 — облицовка конуса отсасывающей трубы; 4 — облицовка шахты турбины.

Рис. 3-6. Камера рабочего колеса.
Камера рабочего колеса подвержена действию переменных сил, возникающих при вращении рабочего колеса вследствие чередования повышенных и пониженных давлений, что вызывает иногда расшатывание камеры. Особенно опасны такие колебания для турбин больших размеров, у которых по условиям транспортировки камера выполняется составной из отдельных сегментов, соединенных между собой в вертикальной и горизонтальной плоскостях фланцами с болтами.

Подвергаясь переменным нагрузкам, болтовые соединения могут ослабеть и привести к нарушению стыков. Для лучшего закрепления камеры в основном бетоне применяются растяжки 7 и распорные домкраты 8.
В радиально-осевых гидротурбинах вместо камеры рабочего колеса применяется фундаментное кольцо (см. рис. 3-5), которое соединено со статором турбины. На внутренний фланец фундаментного кольца устанавливается нижнее кольцо направляющего аппарата и неподвижное уплотнение рабочего колеса, а к нижнему фланцу присоединяется облицовка конуса отсасывающей трубы. При монтаже, ревизиях и демонтаже турбины фундаментное кольцо служит опорой рабочего колеса с валом.
Фундаментное кольцо изготовляется, как правило, литым чугунным. Нижняя часть его для предохранения от разрушения кавитацией иногда облицовывается стальными листами. В некоторых случаях фундаментное кольцо выполняется сварным из стального проката.