Конструктивные компоновки оборудования системы возбуждения современных крупных гидрогенераторов разнообразны. Так, при электромашинной системе возбуждения у генераторов зонтичного типа якорь возбудителя насаживается на надставку вала генератора в горячем состоянии, а у подвесных генераторов он крепится диском своего остова на верхнем торце втулки подпятника. Якорь подвозбудителя в обоих случаях устанавливается на якоре возбудителя. Магнитная система возбудителя в зонтичных генераторах располагается непосредственно на верхней крестовине, а в подвесных генераторах — на масляной ванне подпятника. Ротор вспомогательного генератора в ионной системе возбуждения устанавливается на диске остова ротора генератора, а статор крепится к нижней части верхней крестовины. При наличии подвозбудителя в этой системе он устанавливается сверху генератора. Различно также и размещение контактных колец. Регуляторные генераторы располагаются над подвозбудителем либо сразу над ротором генератора. В связи с этим единой технологии в монтаже оборудования системы возбуждения установить нельзя, и ниже будут рассмотрены только основные общие технологические указания по сборке, установке и выверке элементов системы возбуждения.
Якоря и магнитные системы возбудителя и подвозбудителя поставляются обычно в собранном виде. До установки на место целесообразно производить контрольную сборку системы на монтажной площадке с целью проверки концентричности положения якорей относительно магнитной системы. Для этого якорь возбудителя устанавливается вертикально на выкладках или другом основании и на него опускается магнитная система так, чтобы ось якоря совпадала с центром окружности расположения полюсов магнитной системы. Проверка концентричности якоря и магнитной системы выполняется замерами воздушных зазоров между полюсами и якорем. Величина воздушных зазоров по отдельным полюсам может изменяться постановкой прокладок под полюсы.
Рис. 9-28. Схема проверки воздушных зазоров в системе возбуждения и регуляторном генераторе.
1 — возбудитель; 2 — подвозбудитель; 3 — регуляторный генератор; 4—глааные полюсы; 5 — дополнительные полюсы.
После выверки якорь возбудителя устанавливается на вал генератора или втулку подпятника и крепится болтами со стопорными шайбами. Посадка якоря на надставку вала, если это не было выполнено на заводе, производится с подогревом якоря. Затем на место устанавливается магнитная система возбудителя, расцентровывается по якорю и закрепляется болтами. Таким же способом монтируется и подвозбудитель.
Магнитные системы возбудителя и подвозбудителя должны быть установлены концентрично относительно якорей так, чтобы воздушные зазоры их, замеренные по всем полюсам, не отличались одни от другого более чем на ±10% (рис. 9-28).
Высотное положение возбудителя и подвозбудителя выверяется совмещением средних линий их якорей и полюсов. Отклонения средних линий якорей относительно средних линий полюсов магнитной системы допускается не более 1 % высоты активной стали якорей.
Монтаж возбудителя и подвозбудителя может осуществляться и блочным способом. В этом случае на монтажной площадке производится контрольно-укрупнительная сборка блока якорей возбудителя и подвозбудителя и блока магнитных систем с выверкой их осевого и высотного положения. По окончании контрольной сборки на место вначале устанавливается блок якорей, а затем блок магнитных систем. Установление правильности воздушных зазоров и положения средних линий производится на монтажной площадке с последующей проверкой после установки системы на место.
При установке щеток коллекторов и щеткодержателей необходимо располагать их в высотном положении так, чтобы вся высота коллектора во время работы агрегата соприкасалась со щетками. Расстояния между группами щеток по окружности коллекторов должны быть равными, с отклонениями не выше 2 мм.
Контактные кольца в стыках рабочей поверхности не должны иметь уступов, а бой контактных колец и коллекторов не должен превышать: для генераторов со скоростью вращения: до 100 об/мин—2 мм; 250 об/мин— 1,5 мм; 375 об/мин — 0,7 мм; 600 об/мин — 0,5 мм.
9-12. МОНТАЖ СИСТЕМЫ ВОЗДУШНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ГЕНЕРАТОРА.
Система воздушного охлаждения генератора по замкнутому циклу состоит из следующих элементов: воздухоохладителей, водяных трубопроводов, камер горячего и холодного воздуха, воздухоразделяющих щитов и лопастей вентиляторов, расположенных на роторе.
Воздухоохладители перед установкой должны быть тщательно очищены от грязи и ржавчины, продуты чистым сухим сжатым воздухом и испытаны гидравлическим давлением 3,5—4 кГ/см2 в течение часа. После этого воздухоохладители устанавливаются на место, что обычно осуществляется подвешиванием их на наружной стенке корпуса статора. Для возможности выключения отдельных воздухоохладителей; на входе и выходе воды каждого из них устанавливаются задвижки.
Водяные трубопроводы прокладываются от общей системы технического водоснабжения станции. При этом для ускорения монтажа все трубы системы охлаждения заготовляются, собираются и соединяются в звенья на монтажной площадке заранее, а на месте производятся только укладка, соединение звеньев между собой и присоединение их к воздухоохладителям и магистральным трубопроводам. После установки и присоединения трубопроводов к воздухоохладителям производятся гидравлические испытания всей системы воздухоохлаждения давлением 3,5—4 кГ/см2 в течение часа.
При сборке перекрытий генератора и камер горячего и холодного воздуха необходимо обращать внимание на тщательность уплотнения их с тем, чтобы горячий воздух не мог проникать в зону холодного воздуха помимо воздухоохладителей.
Воздухоохлаждающие щиты и лопасти вентиляторов должны быть надежно закреплены, а все болты и гайки их креплений — застопорены. Расстояния от воздухоразделяющих щитов до лопастей вентиляторов, могут иметь отклонения только в сторону увеличения до 30% их проектных величин.