В средних и крупных генераторах, как правило, применяются баббитовые подшипники скольжения двух типов: втулочные и сегментные.
Втулочные баббитовые подшипники изготовляются разъемными из двух половин. Основным недостатком этих подшипников являются технологические затруднения при заливке баббитом больших поверхностей вкладышей и подгонке их по валу в процессе контрольной сборки и монтажа. Кроме того, в связи с выполнением центральной части крестовин, где устанавливаются направляющие подшипники, неразъемной вкладыш подшипника при демонтаже приходится смещать вдоль оси вала, что приводит к увеличению осевых размеров генератора.
Сегментные подшипники выполняются с вкладышами в виде ряда отдельных регулируемых сегментов. Такая конструкция вкладышей дает возможность регулировать зазоры в подшипнике в довольно широком диапазоне, что обеспечивает надежное образование масляной пленки, а следовательно, и нормальную устойчивую работу
подшипников. Сегментные подшипники при больших диаметрах валов наиболее целесообразны с точки зрения технологии изготовления, а также удобства монтажа и ремонтов. Выем сегментов при демонтаже не требует увеличения осевых размеров генератора. Подача смазки к трущимся поверхностям осуществляется через косые или радиальные отверстия в шейке подшипника, которые работают как центробежный насос. Охлаждение масла производится маслоохладителями, расположенными непосредственно в масляной ванне подшипника. В настоящее время отечественными заводами для средних и крупных генераторов применяются только направляющие подшипники с купающимися в масле самоустанавливающимися сегментами с винтовыми опорами.
Рис. 5-14. Сегментный направляющий подшипник.
На рис. 5-14 приведена конструкция сегментного подшипника. Направляющая шейка 1 подшипника выполнена в виде втулки, посаженной на вал 2 в горячем состоянии и обработанной совместно с валом. Сегмент 3 установлен на опорный диск 4, выполненный в единой сварной конструкции с корпусом подшипника 5 и масляной ванной 6. Положение сегментов в радиальном направлении регулируется упорными болтами 7 через упругие тарелки 8, опирающиеся на выточку в корпусе и сверху закрепленные консолью 9. Сегменты располагаются эксцентрично относительно оси упорных болтов, что обеспечивает создание масляного клина при работе агрегата, и изолируются от корпуса для предохранения от действия блуждающих токов. После регулирования зазоров в подшипнике положение сегментов фиксируется контргайкой 10 упорного болта. Маслоохладители 11 кольцевого типа размещены в масляной ванне, закрытой крышкой 12.