Статор представляет собой неподвижную часть генератора и состоит из корпуса и активной стали, в пазах которой уложена обмотка. По условиям железнодорожной транспортировки корпус статора при наружном диаметре более 3,5—4,0 м выполняется разъемным из двух, четырех или шести частей. Соединение частей корпуса между собой на месте установки производится шпильками через стыковые плиты или стойки, приваренные в местах разъема.
На рис. 5-6 приведена одна из конструкций статора генератора. Корпус статора изготовлен сварным из листовой углеродистой стали толщиной 25 мм. Конструктивно корпус состоит из четырех горизонтальных поясов 1, служащих для крепления активной стали, верхнего 2 и нижнего 3 опорных фланцев и наружной вертикальной обшивки 4. Между горизонтальными поясами и фланцами вварены вертикальные радиальные ребра жесткости 5, а по внутренней стороне — распорные угольники 6. Нижний фланец служит для установки статора на фундамент, а верхний — для крепления лап верхней крестовины. В обшивке корпуса имеются окна, через которые выходит теплый воздух, нагревающийся от обмотки и активной стали статора. Снаружи обшивки вокруг статора установлены воздухоохладители с воздухосборными камерами.
Рис. 5-6. Статор генератора.
а —разрез по статору; б —план сегмента статора; в —корпус статора.
Сегменты активной стали (сердечника) штампуются из высоколегированной электротехнической стали с пониженными удельными потерями толщиной 0,5 мм. При сборке статора сегменты набираются на клиньях 7, приваренных к горизонтальным поясам корпуса. По высоте активная сталь разделена на пакеты 8, между которыми дистанционными распорками образуются каналы для прохода охлаждающего воздуха. По окончании сборки сегменты сердечника опрессовываются по всей высоте стяжными шпильками 9 с помощью нижней 10 и верхней 11 гребенок и нажимных планок 12 и 13. С внутренней стороны собранного сердечника образуются вертикальные радиальные каналы, в которые закладывается обмотка статора.
В рассматриваемой конструкции генератора статор выполнен из шести частей (сегментов), соединение которых между собой произведено шпильками 14 через стыковые плиты 15. Взаимное положение сегментов статора фиксируется радиальными штифтами, устанавливаемыми в стыках сегментов. Опирание статора на фундамент осуществляется через фундаментные плиты 16, выверенные парными клиньями и закрепленные фундаментными болтами 17. Положение корпуса статора относительно фундаментных плит фиксируется радиальными штифтами 18, допускающими равномерное радиальное перемещение корпуса от температурных расширений. Для захвата сегмента тросом при сборке и перемещении в верхней части каждого из них вварены по две специальные проушины 19.