ЧАСТЬ ВТОРАЯ
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТА ЛИНИЙ
ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ
Глава четвертая
ОБЪЕМ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ
УСТАНОВЛЕННЫЙ ОБЪЕМ РАБОТ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЛИНИЙ
В соответствии с § 5 Приложения I к Постановлению от 26 февраля 1938 года «Об улучшении проектного и сметного дела и об упорядочении финансирования строительства» проектирование каждого промышленного сооружения, в том числе и линии электропередачи, должно вестись по трем следующим стадиям: а) проектное задание, б) технический проект со сметой к нему и в) рабочие чертежи.
Проектное задание имеет своей целью выявить техническую возможность и экономическую целесообразность предполагаемого строительства линии по данному направлению в установленный срок.
На основе утвержденного проектного задания при наличии титула разрешается производить изыскания, составлять технический проект, вести подготовительные работы.
Технический проект является основным документом, в котором решаются все технические вопросы, связанные со строительством линии, и определяется стоимость сооружения.
В соответствии с техническим проектом и полученными техническими данными по основным строительным и монтажным материалам и оборудованию разрабатываются рабочие чертежи фундаментов, опор и рабочая техдокументация по монтажу проводов.
Глава пятая
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ПРОЕКТА ЛИНИИ
Комплекс отдельных проектных материалов, необходимых для сооружения всех элементов линии, называется проектом линии передачи.
Для составления проекта линии необходимо произвести полевые работы.
К полевым работам относятся предварительные изыскания будущей трассы, или рекогносцировка, трассировка, нивелировка и зондировка трассы линии передачи.
В результате обработки всего собранного полевого материала составляются план и профиль трассы линии.
ИЗЫСКАНИЯ
Для составления проекта линии на карте данной местности намечаются конечные пункты линии и наносится ее ориентировочное направление, учитывая возможность прохождения или обхода лесных массивов, населенных пунктов, железных дорог, рек, озер, болот и пр.
Ломаная линия, соединяющая начальную и конечную точки электропередачи, называется трассой линии.
Варианты трасс намечаются с учетом двух противоречивых соображений; стремлением к уменьшению стоимости линии и вынужденным удлинением трассы линии из-за обхода тех или иных препятствий.
Основной задачей при рекогносцировке по местности является выбор такого варианта линии, при котором при наименьшей возможной длине линии стоимость 1 км линии получится также наименьшей.
ТРАССИРОВКА
Основанием для начала трассировки линии после предварительных изысканий служит утверждение одного из вариантов трассы.
Трассировка линии состоит из: 1) провешивания направления трассы, 2) разбивки пикетажа, 3) составления абриса трассы и 4) угломерной съемки трассы.
Провешивание трассы линии
Пользуясь направлением трассы, выбранным после предварительных изысканий, закрепляют углы поворота трассы. При значительной длине прямых между углами пользуются для провешивания какими-либо видимыми издалека предметами.
При прохождении трассы по лесистой местности определяется по карте румб намеченного направления линии передачи и по этому румбу производится провешивание линии по прибору.
Румбом данного направления называется угол, образованный направлением линии с магнитным меридианом (фиг. 14).
По мере провешивания направления трассы линии по ее оси на расстоянии 3—5 км закапываются осевые створные знаки, выверенные по прибору.
Провешивание трассы линии в лесистой местности осложняется тем, что для визирования направления линии приходится, получив специальное разрешение от райлесхоза, прорубать «визирку» шириной 1 м по 0,5 м в каждую сторону от оси трассы.
Разбивка пикетажа
После провешивания участка трассы на нем производится промер трассы при помощи стальной ленты со шпильками и забивка пикетов через каждые 100 или 200 м по оси трассы.
Основными требованиями, предъявляемыми при промере линии, являются натягивание ленты, расположение ее по оси трассы и промер по горизонтали.
Промер трассы по горизонтали необходим ввиду того, что изображение трассы на чертеже является ее проекцией на горизонтальную плоскость.
Промер трассы на уклонах производится двумя способами: по наклонной поверхности (фиг. 15) или уступами по горизонтали (фиг. 16).
В первом случае полученное измерение длины умножают на косинус угла α наклона местности:= AC cos а.
Составление абриса трассы
Имея закрепленную на местности трассу с забитыми через каждые 100 или 200 м пикетами, составляется весьма ответственная часть будущего проекта трассы линии передачи: абрис трассы.
Абрисом трассы называется зарисовка всей ситуации окружающей трассу линии передачи в полосе шириной 100 м, по 50 м от оси трассы в каждую сторону.
Фиг. 16. Промер линии уступами.
Фиг. 15. Промер линии на наклонной местности.
Фиг. 16. Промер линии уступами.
В абрисную книжку от руки, в масштабе 10 м в 1 см, заносятся все детали на местности, ориентируя их на пикеты трассы: культуры посевов, границы и породы леса, населенные пункты, железные дороги, кубатура строений, километраж железнодорожных путей в случае их пересечения, реки, номера столбов пересекаемых линий связи, номера опор пересекаемых линий передач высокого напряжения, количество проводов, расстояние по пересекаемой линии до столбов или опор, высота подвеса проводов и ряд других данных, необходимых для будущего составления проекта.
Угломерная съемка трассы линии
Фиг. 17. Горизонтальная проекция угла между двумя прямыми.
Горизонтальный угол в точке С между линиями АС и ВС (фиг. 17) есть угол между вертикальными плоскостями, проходящими через отвесную линию в точке С и через точки А и В. Он равен углу, образованному линиями пересечения этих вертикальных плоскостей с горизонтальной плоскостью МН.
Фиг. 18. Схема теодолита.
Фиг. 19. Теодолит.
Для определения угла поворота трассы линии применяются геодезические инструменты: теодолит и пантометр, который отличается от первого отсутствием вертикального круга, служащего для определения углов в вертикальной плоскости.
На фиг. 18 изображено схематическое устройство теодолита, а на фиг. 19 фотоснимок с теодолита.
Основными частями теодолита являются: 1) лимб, или круг с делениями, вращающийся на оси станины (ии), которая при помощи станового винта т закрепляется на треноге и помощью трех уравнительных винтов пп устанавливается так, чтобы уровень N показывал горизонтальное положение прибора. Лимб в определенном положении устанавливается закрепительным винтом В, это положение уточняется микрометрическим винтом b; над лимбом помещен второй вращающийся около вертикальной оси круг АА — алидада.
Алидада закрепляется в определенном положении относительно лимба закрепительным винтом С. Для более точной установки алидады служит микрометренный винт с. Алидада АА служит станиной для обойм к подшипникам зрительной трубы; последняя дает визирную линию.
Фиг. 20. Цилиндрический уровень.
При измерении горизонтальных углов три главные оси теодолита должны иметь вполне определенное положение.
Ось прибора должна быть вертикальна и должна проходить через точку О, вершину измеряемого угла. Ось вращения зрительной трубы должна быть горизонтальна, т. е. должна быть перпендикулярна к оси прибора. Визирная ось также должна быть перпендикулярна к оси прибора.
Параллельно оси вращения зрительной трубы устанавливается весьма чувствительный уровень (фиг. 20), которым определяется горизонтальная плоскость.
Уровень представляет собой заключенный в металлическую оправу стеклянный сосуд, наполненный жидкостью с воздушным пузырьком, который всегда стремится занять самое высокое положение в сосуде. Ось НН1 будет горизонтальна тогда, когда пузырек займет центральное положение, отмеченное делениями на стекле.
Угломерная съемка при трассировке линии производится следующим образом.
Прежде всего уславливаются относительно направления измерения углов. Принимают одно из двух направлений вращения: либо «вправо по ходу»; либо «влево по ходу», так что часть углов поворота трассы окажется внутренними (меньше 180°), а часть углов — внешними (больше 180°, фиг. 21).
Теодолит устанавливают в точке 2 так, чтобы отвес, висящий внизу станового винта, своим острием был расположен строго над центром углового столба, забитого на пересечении двух направлений трассы.
После установки прибора и закрепления винтов треноги производится выверка прибора по уровню.
Регулируя установочные болты станины, добиваются, чтобы плоскость лимба была горизонтальна.
После этого производят измерение угла.
Сначала нуль делений алидады совмещают с нулем делений лимба. Алидада закрепляется на лимбе, и в таком положении ось зрительной трубы направляется на заднюю точку 1, после чего закрепляется винт лимба.
Затем, освободив винт алидады, поворачивают ее так, чтобы крест нитей зрительной трубы совпал с передней точкой 3.
В этом положении закрепляют алидаду закрепительным винтом, делают точную установку алидады микрометренным винтом и записывают показание по нониусам алидады.
ЖУРНАЛ
Форма № 1
После этого, не освобождая закрепительного винта алидады, освобождают закрепительный винт лимба и, переведя зрительную трубу через зенит, поворачивают прибор на 180°, опять наводят трубу поочередно на те же точки 1 и 3. В этом положении устанавливается лимб, закрепляется винтами и производится запись второго показания нониусов. На этом заканчивается операция замера угла в точке 2.
Затем прибор переносится в точку 3, там устанавливается, и производятся все операции, указанные выше, и т. д. по всей трассе.
Результаты измерения, полученные при работе с угломерным прибором, заносятся в журнал и используются для составления проекта трассы.
Форма журнала угломерной съемки (форма 1) приводится на стр. 54.