Глава тридцать вторая
СБОРКА МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ОПОР НА ТРАССЕ
Монтаж металлических опор на трассе является последним комплексным процессом (см. главу 33, § 133), которым заканчивается сооружение опор.
Комплекс работ, называемый монтажей опор, состоит из нескольких рабочих процессов, выполняемых в следующей последовательности:
- укрупнение или сборка основных элементов опоры.
- общая сборка ее,
- прочистка или рассверловка отверстий в монтажных узлах,
- устройство постоянного соединения монтажных узлов,
- окраска конструкций опор,
- установка ее.
Перечисленный комплекс монтажных работ выполняется при поступлении на трассу конструкций опор со степенью готовности II (секциями); при получении конструкций со степенью готовности III первый из рабочих процессов — укрупнение — отпадает.
Первые четыре рабочих процесса — укрупнение, сборку, рассверловку и соединение монтажных узлов — называют обобщенно сборкой опор. При сборке, кроме основных работ, выполняются подготовительные, а иногда и дополнительные работы (например, устранение дефектов в конструкциях, электросварочные и автогенные работы и т. п.).
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Все подготовительные работы, выполняемые участком, разделяются: а) на работы при конторе участка и б) работы, производимые на месте монтажа опор.
При конторе участка производятся следующие подготовительные работы:
- ознакомление рабочих с проектными материалами: отправочным альбомом, техническими чертежами или монтажной схемой опоры, техническими условиями, допусками и технологическим процессом монтажа (см. на фиг. 103 монтажную схему опоры);
- организация бригад и звеньев; фронт работ на линии, т е. наличие комплектных конструкций опор на каждом пикете и их состояние.
- составление мастером заданий и выдача их бригадам и звеньям;
- выдача бригадам и звеньям инструмента, оборудования и метизов;
- заправка, подготовка и опробование рабочими инструментов и оборудования.
Контора участка выполняет также: а) организацию склада, инструментальной мастерской на одного-двух слесарей; б) обеспечивает рабочих жилищно-бытовыми и культурными условиями и в) предоставляет бригадам рабочих транспортные средства для перевозки на линию оборудования, инструмента и материалов.
Подготовку к монтажу опор на линии производит руководитель монтажа.
Фиг. 103. Монтажная схема опоры.
Бригадир такелажной бригады, руководя вывозкой опор на линию, ежедневной рапортичкой сообщает руководителю монтажа комплектность и состояние вывезенных конструкций на каждом пикете. В случае обнаружения дефектов или при повреждении деталей при перевозке, бригадир сообщает характер дефектов.
В зимних условиях бригадир определяет также объем работ по расчистке снега для подтаскивания и выкладки деталей под сборку.
Дополнительные работы и выявленные дефекты в конструкциях руководитель монтажа должен проверить сам, указать сборщикам способы устранения серьезных повреждений и выдать наряд на всю работу.
Вывозка мелких деталей (стыковые уголки и др.) на пикету должна быть произведена до выезда на линию бригад сборщиков и организована так, чтобы обеспечить комплектность на местах сборки опор, где они должны быть сложены вместе в определенных условленных местах. Зимой мелкие монтажные детали должны выкладываться на определенные конструкции, но ни в коем случае не на снег.
Часто в помощь основным бригадам сборщиков организуются вспомогательные бригады. Вспомогательные бригады или звенья рабочих выполняют следующие подготовительное работы:
- планировку площадки для выкладки опоры непосредственно к ее фундаментам;
- зимой расчистку снега на площадке для сборки опоры;
- заготовку и вывозку подкладок на пикеты;
- подтаскивание секций к пикету в тех местах, где подъезд транспорта к месту сборки недоступен;
- иногда выкладку секций опоры в необходимом для сборки порядке, с устройством подкладок и клеток под них.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО СБОРКЕ ОПОР
Объемы и характер работ по сборке опор на трассе зависят от конструкции опоры и от степени готовности поступающих на монтаж основных элементов ее.
Отправка с заводов конструкций опоры с первой степенью готовности применяется только в исключительных случаях. Не разбирая здесь детально процесса сборки, ограничимся указанием на два случая отправки опор деталями.
Конструкции специальных переходных опор с негабаритными размерами секций, перевозимые полностью (степень готовности 1-А) или частично (степень готовности 1-Б) (см. фиг. 95) в виде деталей собираются на месте установки двумя способами. При болтовых или заклепочных соединениях деталей сборка секций и всей опоры выполняется на сборочных (временных) болтах. При сварных соединениях деталей они собираются на мелких сборочных болтах, устанавливаемых в специальные контрольные отверстия. В последнем случае необходимо предусмотреть специальные мероприятия, обеспечивающие условия для выполнения качественной сварки (кантовка секций, специальная конструкция узлов и т. п.).
Перевозка конструкций со степенью готовности 1-Б может эффективно применяться только для портальных опор в целях уменьшения потребности в жел.-дор. вагонах до 35—40%. Однако, в этом случае необходимо наличие вблизи трассы промежуточных баз, где должна производиться сборку секций или целых колонн.
Сборка опор, поступающих на трассу секциями, т. е. со степенью готовности II, выполняется двумя раздельными этапами:
- укрупнение секций в целые основные элементы (колонну, траверзу и т. п.);
- общая сборка всей опоры из готовых целых частей ее.
Конструкции, получаемые в виде целых элементов опоры, что соответствует степени готовности III, не нуждаются в предварительном укрупнении, поэтому из них сразу производится общая сборка всей опоры. Укрупнение отдельных элементов опоры и общая сборка ее в основном сводятся к выполнению монтажных узлов между секциями или между целыми элементами опоры, расположенными в необходимом порядке. В том и другом случае сборка состоит из следующих операций:
- выкладки секций или целых элементов опоры,
- наводки стыков,
- предварительной выверки соединяемых частей,
- последовательного закрепления сборочных болтов в узлах и окончательной проверки.
Иногда перед выкладкой частей опоры под сборку требуется передвинуть их на значительные расстояния или перекантовать. Эти такелажные работы вместе с выкладкой вызывают значительные трудозатраты и определяют количественный состав бригады сборщиков в зависимости от размеров и веса отдельной собираемой части.
Применение на этих работах крана, трактора или автотягача, а иногда даже и 3—5-тонной автомашины существенно уменьшает трудозатраты и ускоряет сборку. Использование механизма получается высоким при наличии значительного фронта работ, для чего процессом сборки опоры предусматривается возможность предварительного выполнения всех работ по передвижке, кантовке и выкладке.
При выкладке частей опоры на подкладки в порядке, предусматриваемом инструкцией или монтажной схемой, следует учитывать возможность:
- последующей кантовки элементов опоры;
- выверки взаимного положения соединяемых частей;
- постановки приспособлений для подъемки (шарниров, съемных башмаков и т. п.);
- подъемки опоры на фундамент.
Наводка стыков не вызывает затруднений при наличии в опорах узлов простой конструкции с одиночными накладками и при качественной подготовке стыкуемых частей споры.
Предварительную выверку взаимного положения соединяемых частей опоры часто производят на глаз, особенно при прямолинейности поясов и при хорошем совпадении стыков. В других случаях для выверки пользуются шнуром, протягивая его по оси собираемого элемента опоры. При сложной форме собираемых частей оперы способы выверки должны указываться производственными инструкциями.
Закрепление сборочных болтов в монтажных узлах производится одновременно с выверкой. Окончательная проверка выполненной сборки производится только после заполнения сборочными болтами не менее половины всех отверстий узла.
Таблица 90
Инструмент для рабочих-сборщиков
Методы окончательной проверки и необходимость выполнения при этом определенных замеров определяется характером конструкции опоры и устанавливается производственной инструкцией. Список инструментов рабочих сборщиков дал в табл. 90.
СБОРКА ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ОПОРЫ ИЗ СЕКЦИЙ — УКРУПНЕНИЕ
Предварительным укрупнением отдельных элементов опоры (колонн) упрощается сборка всей опоры и, кроме того, обеспечиваются лучшие условия выверки укрупненного элемента.
Не останавливаясь на описании операций сборки при укрупнении, отметим особенности сборки колонн разной конструкции в порядке сложности выполнения ее.
Соединение секций при сборке колонн для опор узкобазого и портального вида производится последовательно, начиная от нижней секции, располагаемой в необходимом положении у фундамента.
Узкобазые колонны с прямолинейными поясами. Из всех указанных на фиг. 83 конструктивных видов и типов опор наиболее просты в сборке колонны узко- базой опоры основного типа № 1 и 3. Простота сборки этих колонн объясняется не только меньшим количеством секций, размерами и весом, но, главным образом, прямолинейностью поясов по всей длине колонны. Последнее обстоятельство существенно упрощает проверку взаимного положения соединяемых секций. Даже небольшие отклонения от прямолинейности поясов в стыке такой колонны легко обнаружить осмотром. Для замеров этих отклонений в горизонтальных гранях собираемой колонны пользуются шнуром, а в вертикальных — 3—4-метровой деревянной рейкой. Это же преимущество будет иметь колонна узкобазой опоры типа № 5 «Рюмка», если сместить стык верхней и средней секции из узлов примыкания подкосов к колонне. При первоначальном применении опор типа № 5 «Рюмка» такого изменения не производилось, так как по условиям перевозки допускался выпуск колонн целыми.
Колонны портальных опор по сборке также не представляют затруднений, хотя в боковых гранях колонн пояса и имеют излом в стыке верхней и средней секции (фиг. 87). При наличии прямоугольных фасадных граней, располагаемых при сборке вертикально, проверка оси в боковых гранях колонны шнуром несложна.
Кроме удобств выверки предложенная автором сборка портальных колонн на широкой грани имеет еще ряд преимуществ, а именно:
- упрощение выкладки секций на подкладки минимальной высоты,
- удобство сборки, рассверловки и монтажа всех узлов с земли,
- устойчивость секций, обеспечивающая безопасность работ.
Необходимость последующей кантовки колонн для общей сборки опоры является недостатком сборки ее на широкой грани. Однако это затруднение легко устраняется применением для кантовки 3—5-тонной автомашины с подстрелком высотой 2,5—3 м.
Сборка колонн с непрямолинейными поясами значительно усложняется затруднениями при выверке оси ее в гранях, располагаемых при сборке вертикально, где применение шнура невозможно. Методы проверки этих граней нивелиром или уровнем с рейкой сложны и могут применяться при наличии детальной инструкции и квалифицированного персонала. В отдельных случаях проверка вертикальных граней может производиться 3—4-м деревянной рейкой, прогиб которой от собственного веса незначителен. Прикладывая середину такой рейки к месту излома поясов и совмещая половину ее длины с поясом одной секции, замеряют вертикальное расстояние между концом рейки и поясом другой секции. Проделав такой же замер на других поясах вертикальной грани, сравнивают результаты; одинаковые результаты соответствуют правильному положению осей соединяемых секций.
Сборка колонн широкобазых опор основного типа много сложнее, чем опор других видов, из-за нижней части колонны, состоящей из 4 секций. Сборка нижней части производится тремя этапами. Сначала собираются попарно каждые две секции, затем они кантуются и собираются вместе, образуя нижнюю часть колонны (фиг. 104). При работе краном отдельные секции подаются им сразу на свое место, чем устраняется кантовка. Сборка широкобазых опор смешанного типа несколько упрощается благодаря значительно меньшим размерам нижних секций. Кроме отмеченной особенности сборки широкобазых колонн, сборка их усложняется еще наличием изломов поясов в двух сечениях. Проверка правильности соединения собираемых секций, вследствие указанных изломов поясов и больших поперечных размеров, сильно затрудняется. Методы выверки собираемых широкобазых колонн применяются те же, что и для колонн с непрямолинейными поясами.
Укрупнение других конструктивных элементов опоры, перевозимых в виде отдельных секций, значительно проще, чем колонн.
Фиг. 104. Сборка нижней части опоры широкобазого вида.
1-й этап — выкладка секций (C'D'H'O'), другая секция (А'В'М'О') — на фигуре не показана. Сборка секций АВМО и CDHО — попарно.
2-й этап — поворачивание вокруг пояса CD собранных половинок нижней части;
3-й этап — сборка всей нижней части с установкой диафрагмы ОМО'Н и распорок ВВ' и СС'.
Изображенные на фиг. 83 некоторые конструктивные виды и типы опор имеют, кроме колонн, еще другие элементы, которые при выпуске с завода опор со степенью готовности II
отправляются в виде отдельных секций и подлежат укрупнению перед общей сборкой всей опоры. К таким конструктивным элементам относятся:
- траверзы опор портального вида и 220 кВ опор «Рюмка» типов № 5 и 11;
- раскосы или подкосы угловых портальных опор типов № 13 и 14.
Траверзы и раскосы представляют собой длинные (от 14 до 20 м) пространственные фермы прямоугольного сечения, состоящие из двух секций в опорах нормальной высоты.
На одной из секций траверзы, представляющей половину ее, имеются в обоих концах детали для крепления провода, а на другой половине эти детали ставятся только на одном конце. Это различие секций отмечается разными марками (фиг. 87, марки ПТ-4 и ПТ-5). Хотя эти секции и не одинаковы, но при выкладке их под сборку могут быть положены на любую сторону опоры.
При выкладке секций раскосов следует учитывать, что они имеют разные марки, а отличаются лишь конструкцией одного из концов. Одна из секций имеет конструкцию конца, приспособленную для крепления к фундаменту, а другая — совершенно другую конструкцию для соединения с верхней частью колонны.
Места для выкладки секций траверзы и раскоса под укрупнительную сборку следует выбирать с учетом последующего соединения их с другими элементами опоры без дополнительного перемещения уже укрупненных конструкций, а также предусматривать кантовку собираемого элемента, если таковая требуется. На фиг. 105 показана сборка траверзы промежуточной портальной опоры, где для удобства клепки и выверки тросостоек на траверзе она после укрупнения (положение I) перекантовывалась в положение II, соответствующее присоединению ее к колоннам.
Последующие операции укрупнительной сборки траверз и раскосов просты и не требуют дополнительных указаний. Выверка при прямолинейных поясах также несложна и может быть достаточно качественно выполнена, если проверить на глаз при кантовке собираемой фермы все грани ее. Необходимо обратить особое внимание на выверку прямолинейности раскосов угловой опоры типа № 13, который будет работать на продольное сжатие.
В траверзах, кроме проверки прямолинейности поясов ее, необходимо проверить параллельность и перпендикулярность поперечных осей, проходящих через узлы (столики), которыми траверза крепится к колоннам портальной опоры или подкосам (рогам) опоры «Рюмка».
Фиг. 105. Схема сборки портальной опоры.
В случаях нарушений правильности расположения осей, колонны портальной опоры будут вывернуты, а в подкосах опоры «Рюмка» получится скручивание. Разность расстояний от поперечной оси траверзы до оси указанных узлов столиков по одному и другому поясу траверзы не должна превышать 1/1000 нормального размера по чертежу.