Содержание материала

МОНТАЖ ПРОВОДОВ

Для механизации монтажа проводов и тросов применяются как специализированные механизмы, так и общестроительные.
Раскатка провода производиться специальными раскаточными тележками, работающими в прицепе к трактору на трассе и в прицепе к автомашине или трактору при транспортировке провода по дорогам.
Натяжка провода и троса производится тракторами или автомашинами повышенной проходимости, а одновременная натяжка трех проводов — трактором, оборудованным специальным приспособлением.
Перекладка проводов и подъем гирлянд производятся автомашинами и тракторами. Для перекладки проводов, и особенно для монтажа демпферов и транспозиционных опор, применяются телескопические вышки на автоходу и на тракторах. Вследствие большого веса и громоздкости, при отсутствии дорог на трассе, часто использование вышек затруднительно.

ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ И ПРОЧИЕ РАБОТЫ

Большой объем перевозок, достигающий 100—150 т на километр линии, значительное количество негабаритных грузов особенно остро ставят вопрос механизации погрузочно- разгрузочных работ. К числу наиболее трудоемких погрузочно-разгрузочных операций относятся: погрузка секций металлических опор, леса, тяжелых барабанов с проводом и тросом и инертных материалов (песок, гравий).
Разгрузка железнодорожных вагонов с металлоконструкциями и погрузка конструкций на автомашины и тракторные прицепы осуществляются кранами и кранами-столбоставами (при весе элементов до 2 т).
Укладка элементов на автомашины и выбор грузоподъемности машин и прицепов должны быть заранее продуманы,
исходя из: состояния дорог, максимального использования тоннажа машин и минимального числа ездок на каждый пикет. Даже с использованием кранов и кранов-столбоставов работа эта требует значительного количества квалифицированных рабочих-такелажников.
Для погрузки леса используются краны со специальными бревнозахватчиками и различные устройства для накатывания бревен на автомашины по покатям с помощью приводных лебедок. При небольшом общем объеме вывозки с данного пункта часто погрузку элементов опор и бревен производят трактором с помощью тросов и отводных блоков по слегам, устанавливаемым у автомашины.
Выбор способа и средств погрузки, кранов и лебедок производится, исходя из веса отдельных транспортируемых элементов и общего объема вывозки с данного пункта на трассу линии.
Разгрузка из вагонов и погрузка на автомашины и тележки барабанов с проводом и тросом производится кранами. Иногда эти операции производятся также Тракторами и лебедками по слегам. В случае накатывания барабанов по слегам особое внимание следует уделять сохранению барабанов и верхних повивов провода.
Инертные материалы в линейных условиях грузятся экскаватором в кузов самосвала или из бункера через затвор в кузов самосвала.
При значительном объеме вывозки и отсутствии экскаваторов погрузку и разгрузку, если работают обычные бортовые машины, производят механическими лопатами, работающими от приводных лебедок через систему блоков.
Механизация строительных работ, при сооружении ремонтных баз, монтерских пунктов и др. гражданских сооружений осуществляется обычными строительными машинами, которые выбираются в соответствии с объемом и характером работ и местными условиями.

МАЛАЯ МЕХАНИЗАЦИЯ

При монтаже проводов и тросов, сборке и установке опор, погрузочно-разгрузочных и других работах на линиях передачи большое значение имеют так называемые средства «малой механизации». Сюда относятся простейшие без моторного привода, ручные механизмы и агрегаты, применяемые при тяжелых и трудоемких работах: легкие, имеющие хорошую транспортабельность лебедки, блоки, тали, различные станки для резки и сращивания проводов и тросов, различные домкраты, тачки и колесные хода, насосы, и т. д. и т. п. Использование этих и подобных им простейших механизмов на линейных работах дает значительный эффект, а потому должно находиться всегда в поле внимания технических руководителей работ, прорабов и мастеров.
Ниже приводятся некоторые средства «малой механизации», применяемые на линейных работах, и основные виды выполняемых с их помощью работ.

Таблица 50
Средства малой механизации

ЭКСПЛУАТАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ

Широкое внедрение механизации в практику линейного строительства выявило необходимость в создании организаций, занимающихся эксплуатация и ремонтом механизмов в системе того или иного строительно-монтажного предприятия. Опыт показал, что наиболее целесообразной является следующая организационная схема построения предприятия для эксплуатации механизмов.
В системе территориального Сетевого строительно-монтажного треста или управления строительства крупной электромагистрали создается центральная база механизации (аналогично машино-прокатным базам), в задачу которой входит эксплуатация  всех механизмов, работающих на строительстве, учет их работы и эксплуатационных показателей и производство всех видов ремонтов механизмов.
Механизмы передаются в эксплуатацию строительно-монтажным участкам на договорных началах с обслуживающим механизм персоналом. Для организации правильной технической эксплуатации база механизации выделяет своего механика-бригадира, который инструктирует и контролирует как персонал базы, так и персонал строительно-монтажного участка, работающий на механизмах, и руководит профилактическими ремонтами и техосмотрами механизмов, проводимыми на линии.
Эксплуатация механизмов должна производиться по особым инструкциям, отступление от которых следует категорически запретить.
Каждой бригаде, работающей на механизме, руководителем строительно-монтажного участка должен задаваться план работы на месяц и выдаваться наряд. Иногда целесообразно включить бригаду механизаторов в комплексный наряд на ту или иную работу, например приготовление и укладка бетона, сборка опор, погрузка и вывозка конструкций и т. п.
Центральная база механизации обязана составить годовые планы работы каждой бригаде или работнику, обслуживающему крупные механизмы (экскаваторы, буровые машины, столбоставы, тракторы, монтажные вышки и т. п.). В годовых планах должны быть отражены все основные технико-экономические показатели работы бригады.
Кроме того, каждый механизм должен иметь годовое задание по выработке или по часам использования в год, с указанием сроков и продолжительности пребывания механизма в техосмотрах и ремонте.

РЕМОНТ МЕХАНИЗМОВ

Успех механизации зависит, в первую очередь, от надежной работы механизмов, а надежная работа механизмов, в свою очередь, зависит от хорошо организованной эксплуатации и от своевременно проводимого и хорошо поставленного ремонта механизмов.
Ремонт механизмов должен производиться по планово-предупредительной системе (по графику), через определенное число часов работы механизмов.
Нельзя допускать работу механизмов «на износ», всегда имея в виду, что такая работа может привести к гибели механизма и что своевременно остановленный для ремонта механизм значительно легче отремонтировать.
В линейных условиях следует приурочивать остановку механизма в ремонт в период спада загрузки механизма, в связи с окончанием данного вида работ или по другим причинам.
Добиться такого совмещения времени ремонта механизма с его освобождением от работы на данном участке всегда можно, если бригаде, работающей на механизме, заранее спустить соответствующий план-задание, так как квалифицированная бригада, используя стахановские методы работы и обслуживания механизма, добьется увеличения времени работы механизма между ремонтами при сохранности механизма. Ниже приводится табл. 51 периодичности ремонта основных механизмов.

Таблица 51
Периодичность ремонта механизмов

Время пребывания механизма в ремонте следует всемерно сокращать; как ориентировочное можно привести следующее время пребывания механизмов в ремонте:

Таблица 52

Чтобы не производить дорогостоящих и отнимающих много времени перевозок механизмов с участков линии в мастерские, профилактические и средние ремонты проводятся бригадами квалифицированных слесарей базы механизации, выезжающими на линию с передвижной мастерской, оборудованной в автомашине или фургоне-прицепе с необходимыми приспособлениями, инструментом, запасными частями и агрегатами.
Капитальные ремонты всех механизмов, как правило, производятся в мастерских центральной базы механизации или на ремонтных заводах.

Примерное оснащение ремонтной мастерской приведено в разделе «Транспорт на строительстве линий передачи».
Все произведенные ремонты заносятся в паспорт механизма, хранящийся в Центральной базе механизации; туда же заносится время межремонтной работы механизма, выполненная им работа и другие сведения, характеризующие работу механизма. Паспорта ведутся по определенной форме, заполнение всех граф которой строго обязательно. Оперативный учет механизмов и их работы ведется по карточной системе; на каждый механизм заводится учетная карточка с основными данными по этому механизму. Общий учет механизмов ведется в особой книге.
В условиях разбросанности механизмов по линии и ослабленного вследствие этого контроля за работой персонала, одной из основных задач руководителей базы механизации должна быть подготовка квалифицированных и добросовестных работников, обслуживающих механизмы, а также закрепление лучших работников за механизмами.