Глава сорок шестая
РАСКАТКА ПРОВОДОВ И ТРОСОВ
СПОСОБЫ РАСКАТКИ
Различают следующие способы раскатки:
- втугую — при котором весь намотанный на барабан провод раскатывается по земле, не делая петель около опор;
- петлями — при котором после раскатки втугую провод подается назад для образования петли у каждой опоры;
- по роликам — при котором у каждой промежуточной опоры провод закладывается в подвешенный к заранее собранной гирлянде монтажный ролик и вместе с гирляндой поднимается на траверзу опоры.
К преимуществам первого способа следует отнести непрерывность хода раскатки, т. е. отсутствие простоя приспособлений и его относительную скорость, а к недостаткам — возможное повреждение жил провода при его перемещении по грунту или пням, а также необходимость значительного усилия для подъема на опору раскатанного втугую провода.
Преимуществом второго способа является облегчение, благодаря петле, подъема провода на опору.
Недостатком этого способа является большая, по сравнению с первым способом, затрата времени.
Преимуществом третьего способа является его надежность в смысле сохранения провода, так как последний касается земли лишь короткими участками между точками подвеса, и меньшая затрата усилий на раскатку.
К преимуществам этого способа следует отнести также совмещение процесса раскатки с процессом подъема провода на опору.
По роду тяги раскатка ведется:
- людьми — способ, применяемый при легких проводах или в труднопроходимых для тяговых механизмов местах;
- лошадьми — способ, применяемый при проводах среднего веса и дающий существенную экономию в рабочей силе;
- трактором или автомашиной с хорошей проходимостью и соответствующей мощности.
Механизированная раскатка применяется при монтаже средних и тяжелых проводов.
При раскатке людьми необходимое количество рабочих определяется весом раскатываемого провода в барабане, считая 40—50 кг на одного человека.
При раскатке лошадьми на каждую лошадь считают 300—350 кг.
При раскатке трактором или автомашиной исходят из тяговых усилий на крюке трактора или автомашины. Скорость при механизированной раскатке допускается не более 3 км в час.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА ПРИ РАСКАТКЕ ПРОВОДОВ
К моменту начала раскатки проводов необходимо закончить работы по сборке подвесных гирлянд и уложить их у опор так, чтобы они не мешали раскатке провода.
Наиболее совершенным способом, особенно для тяжелых проводов, можно считать раскатку со специальной тележки (фиг. 260).
С раскаточной тележки провод плавно ложится на землю. Незначительному волочению провод подвергается только в процессе выборки «слабины».
Взамен специальных тележек при раскатке Проводов средних сечений можно применить колесный ход (фиг. 261).
Как видно из фигуры, в качестве колес применены борта (щеки) барабанов.
Для уравновешивания барабана на противоположной стороне укрепляют груз (противовес); по мере раскатки груз перемещают в сторону колес.
Фиг. 260. Раскатка с тележки.
Фиг. 261. Колесный ход.
При применении трактора в качестве тягового механизма отпадает необходимость в противовесе, так как вес трактора его заменяет.
Раскатывают провод и с раскаточных станков.
Основания раскаточных станков должны всей своей поверхностью опираться на выравненный грунт. В случае слабых грунтов под основание станков подкладываются доски.
От первой опоры в направлении раскатки раскатываемый барабан должен помещаться на таком расстоянии, чтобы при подъеме провода на ролик, прикрепленный к траверзе, провод набегал на него, образуя угол с вертикальной осью опоры не менее 45 грд.
Трос или провод в случае отсутствия специальных раскаточных станков можно раскатывать, устанавливая барабаны на козлы.
В случае отсутствия козел раскатку производят из котлована, вырытого на глубину несколько большую, чем половина диаметра барабана.
Барабан подвешивается над котлованом при помощи продетой сквозь него оси, опирающейся своими концами на уложенные по краям котлована деревянные подушки с желобками, служащими ложем для вала.
РАЗВОЗКА БАРАБАНОВ
Барабаны с проводом и тросом доставляются на места их раскатки согласно наряду на вывозку, который выдается начальником монтажной партии, исходя из принятого метода раскатки и ведомости развозки провода по трассе.
Фиг. 262. Схема развозки барабанов.
При выдаче наряда на развозку барабанов учитывается использование оставшихся концов провода от монтажа предыдущего пролета.
Барабаны с проводом и тросом развозятся с таким расчетом, чтобы при раскатке не создавалась необходимость в обратных холостых ходах транспортных механизмов (фиг. 262).
Чтобы не повредить провод, нельзя допускать перекатку барабанов на сколько-нибудь значительное расстояние.
При подкатке следует наблюдать за тем, чтобы барабаны не накатывались на камни или другие твердые и острые предметы, могущие смять или повредить провод.
Катать барабаны необходимо по направлению намотки провода, обозначенному на барабане стрелкой, т. е. в том направлении, при котором витки кабеля не будут распускаться.
При незначительном повреждении бортов и их обшивки поврежденное место исправляется. Надо следить за тем, чтобы провод в барабане не был поврежден гвоздями.
При значительном повреждении борта он заменяется целым, взятым с раскатанного барабана.
Нужно следить, чтобы спуск барабанов производился по наклонной плоскости. Нельзя допускать сбрасывания или свободного скатывания барабанов. При спуске барабан подтормаживается с помощью специальных приспособлений.
Не разрешается класть барабаны плашмя.
Барабаны устанавливаются на раскаточные станки так, чтобы стрелка, имеющаяся на щеке барабана, указывала направление, обратное раскатке провода, а выбегающий конец провода был сверху.
После подъемки барабанов на раскаточные тележки или станки вскрывают обшивку барабанов и производится осмотр Провода. В случае наличия повреждения провода поврежденная часть вырезается, если она не поддается ремонту.
ПОРЯДОК РАБОТ ПРИ РАСКАТКЕ
При раскатке необходимо избегать волочения проводов и тросов по земле, поэтому раскатка «втугую» и «петлями», как общее правило, не рекомендуется.
Фиг. 263. Тормозной станок СОМС.
Как исключение можно применять эти методы раскатки при твердых проводах (бронза, медь) и мягких грунтах (пашни, болота), очистив предварительно трассу от камней и других твердых и острых тел, могущих повредить провод.
При раскатке по роликам возможное волочение проводов по земле устраняется применением тормозных приспособлений.
Сущность этого способа заключается в том, что провод раскатывают с таким тяжением, которое не дает ему возможности опускаться между опорами своей низшей точкой ниже 2—3 м от земли.
Необходимое тяжение достигается подтормаживанием провода при его раскатке трактором.
В этом случае тормозят только провод, уже сошедший с барабана, но не барабан, чтоб не создавать чрезмерных местных усилий, могущих повлечь за собой повреждение провода. Так, например, при усилиях в проводе 250—300 кГ стальной сердечник сталеалюминиевого провода начинает врезаться в нижележащие алюминиевые повивы.
Тормоз типа СОМС представляет собой две бесконечные ленты. Раскатываемый провод пропускается между щеками- лентами тормозного устройства. Вследствие большой площади соприкосновения провода с лентой тормозного станка усилия от торможения на единицу площади провода незначительны и повреждений его не происходит. Тормозы выполняются для одного провода (фиг. 263) или одновременно для трех (фиг. 264).
Тормозное приспособление устанавливается на линии раскатки и по ходу провода так, чтобы провод набегал на опору, как и с барабана, по крайней мере под углом в 45°.
Схема установки тормозного станка дана на фиг. 265.
Фиг. 264. Станок для одновременного торможения трех проводов.
Для предохранения провода от повреждения иногда устанавливают в пролетах треноги с добавочными роликами (по 2—3 в пролете на каждый провод) или подкладывают под провода куски дерева через каждые 5—7 м, или, еще лучше, транзитные ролики, устанавливаемые на земле.
Если раскатка происходит зимой и имеется снеговой покров в 10—15 см, никаких особых мероприятий при раскатке принимать не надо. Такой покров вполне надежно предохраняет провод от повреждения.
В случае глубокого снега или твердого наста следует следить, чтобы провод свободно шел по созданной борозде, так как оборвавшаяся и невидимая под снегом жилка может задраться и сдвигать жилы верхнего повива провода.
При раскатке «с тележки», когда барабан с проводом движется по трассе и провод плавно ложится на землю, мероприятия для его защиты не требуются.
Фиг. 265. Схема установки тормозного станка.
При пересечении проселочных дорог и проезжих тропинок необходимо принимать меры к предохранению проводов от порчи путем временного закапывания проводов в землю, покрытия их досками и т. п.
При пересечении любых проводов монтируемый провод может быть протянут через них только по специально поставленным перед и за ними деревянным защитным перекладинам.
Перекручивание проводов (баранка) получается, если положенный петлей провод начинают затем тянуть. Поэтому провод раскладывают зигзагами, а не петлей.
При раскатке полых проводов избегают перегибов радиусом менее 1 м и резких сотрясений, так как возможно нарушение замка провода.
При обнаружении на проводе повреждений (как-то: разорванных жил, помятостей, местных раскручиваний) раскатка немедленно приостанавливается, и поврежденные места отмечаются бандажем для ремонта.
При обрыве одной или нескольких токопроводящих жил общим сечением не больше 45% от сечения провода на проводе должен быть поставлен бандаж или ремонтная муфта.
В случае порчи более 15% площади сечения токопроводящих жил, или хотя бы одной (жилы стального сердечника комбинированного провода, или одной проволоки, полого медного провода поврежденное место вырезается и провод сращивается соединительным зажимом.
Перед сходом с барабана последних 5—10 витков провода следует принять меры против выдергивания провода в пролет. Для этого останавливают раскатку и остающиеся 5—10 витков раскатывают вручную.
В местах, труднопроходимых для трактора или автомашины (густонаселенные районы, фруктовые сады, сильно пересеченная местность и т. п.), предварительно раскатывают по роликам легкий ходовой тросик диаметром 4—6 мм, к которому крепится основной раскатываемый провод. Тросик с проводом выбирается затем лебедкой.
Для ускорения работы иногда лебедку приводят в движение механическим двигателем.