Глава восемнадцатая.
СКОРОСТНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД
Сочетание механизации работ с максимально возможным индустриальным изготовлением конструкций, полуфабрикатов, строительных деталей и др., делают возможным проведение работ скоростным методом, добиваясь одновременно с сокращением времени строительства улучшения качества работ, экономии материалов и рабочей силы и снижения стоимости работ.
Одной из главных предпосылок скоростного производства работ является организация их по принципу потока.
При скоростном способе производства работ, сооружение линии передачи делится на два периода: а) подготовительный период и б) поточный период.
Подготовительный период включает в себя все мероприятия организационно-технического характера и подготовительные работы на трассе линии.
Из числа организационно-технических мероприятий прежде всего должны быть разрешены следующие: получение технической документации и подробное ознакомление с ней персонала строительства, размещение заказов на заводах и в мастерских, изыскание в районе трассы инертных материалов и воды, годных для бетонных работ
Составление рабочих проектов добычи и вывозки инертных материалов, подробное ознакомление с местными условиями на каждом пикете по трассе (дороги, грунты, объемы лесорубочных и корчевальных работ и т. п.), составление списков механизмов и транспортных средств, необходимых для проведения работ в данных конкретных условиях, составление общих и попикетных графиков работ, исходя из технического проекта организации работ и уточнений, полученных в результате обследования трассы, размещение и организация производственных линейных баз на трассе (стоянки механизмов и автомашин, склады материалов и горючего, мастерские, конторы и т. п.), подготовка и аренда помещения для жилья и организация бытового обслуживания и питания рабочих и т. д.
Особое внимание следует уделить вопросам организации материально-технического снабжения как в части своевременного получения материалов, так и в части транспортирования их к месту работ.
Подготовительные работы, которые должны быть выполнены до начала основных работ по поточному принципу, следующие: устройство дорог и мостов, заготовка и вывозка инертных и других материалов, постройка складов, разгрузочных площадок и эстакад на ж.-д. станциях, строительство линий связи и т. п.
За время подготовительного периода на трассе линии должны быть сосредоточены материально-технические ресурсы, необходимые для организации работ по принципу потока, а дальнейшее поступление материалов и металлических конструкций или леса для опор должно быть обеспечено в сроки и в количествах, предусмотренных проектом организации работ.
Особое внимание следует уделить составлению суточных графиков работ, увязке отдельных видов работ между собой и с поступлением материалов и организации контроля за выполнением графиков.
ПОТОЧНЫЙ ПЕРИОД
Поточный период работы начинается, по окончании всей подготовки и проверки готовности фронта работ, с вырубки леса.
По мере продвижения лесорубочной бригады вперед начинаются земляные работы, следом за которыми идут бетонные работы и установка подножников.
Организация ритмичной работы потока требует расчленения каждого процесса на отдельные операции и согласованности операций между собой по времени и производительности. В каждом производственном процессе определяется ведущая операция, и в соответствии с этой операцией строится работа всех подчиненных звеньев. Различная трудоемкость отдельных операций и неодинаковая степень механизации их должны быть учтены в расчетах при построении графиков работ, и в соответствии с расчетом наиболее трудоемкие операции обеспечиваются необходимым количеством рабочей силы и механизмов. Так, при вырубке леса ведущей операцией является валка деревьев, выполняемая обычно одним звеном из 2—3 человек с мотопилой, и подчиненными операциями весьма трудоемкие работы по трелевке леса, раскряжевке хлыстов, обрубке сучьев, штабелевке леса и собиранию в кучи сучьев и угольника.
Соответственно трудоемкости комплектуются звенья на все эти подчиненные операции, требующие значительно большего числа рабочих, определяемого расчетом.
В процессе сооружения бетонных фундаментов ведущей операцией является бетонирование, и соответственно заданному темпу бетонных работ организуются подчиненные операции по земляным работам, вывозке материалов и перемещению механизмов, работающих на приготовлении бетона.
Заданный темп бетонных работ часто требует организации работы методом «захваток», при котором звено бетонщиков работает на одном пикете, а звенья землекопов и подсобных рабочих готовят котлован, монтируют механизмы и вывозят материалы на следующем. По окончании бетонных работ звено бетонщиков перемещается на следующий пикет, а звено подсобных рабочих возвращается на первый, демонтирует механизмы, засыпает котлован и перевозит механизмы на третий пикет и т. д.
Ведущей операцией при установке подножников является сборка (если подножники сборные) и установка подножников. В соответствии с заданным темпом установки подножников организуются подчиненные операции: рытье котлованов, укладка заземлений и засыпка котлованов.
По мере выполнения работ по устройству фундаментов организуются работы по сборке и установке опор и монтажу проводов и тросов. Ритмичности выполнения этих работ в потоке добиться значительно легче.
Ведущим процессом в строительстве линий передачи является монтаж проводов. В настоящее время, при сооружении линий 110 и 220 кВ на металлических опорах, заданный темп монтажа провода и установки опор можно принимать 1—2 км линии в день. Соответственно этому темпу следует организовывать и все подчиненные работы потока.
Организация работы потоком, как уже было сказано, требует большой подготовительной работы и зависит в значительной мере от хорошо организованного снабжения материалами и широкой механизации работ.
Опыт показал, что при выполнении работ механизмами энерговооруженность рабочих при поточном способе производства работ доходит до 8—10 л. с. на каждого списочного рабочего основного производства.
В практике строительства линий передачи по ряду причин часто не удается добиться организации работы потоком. В этом случае следует организовать работы отдельными циклами, но непременно скоростным способом, не растягивая фронта работ и используя все преимущества разделения производственных процессов на отдельные операции и специализацию рабочих бригад на выполнении определенных операций.
ПОДСЧЕТ РАБОЧЕЙ СИЛЫ И МЕХАНИЗМОВ
Подсчет необходимой рабочей силы, механизмов и транспорта приводится обычно в проекте организации работ, исходя из условий данной линии. При поточно-скоростном способе производства работ потребность в механизмах и рабочей силе изменится. Ниже приводится табл. 53 необходимых механизмов и рабочей силы для выполнения работ основного производства при сооружении 200-км линии 220 кВ, с объемами работ, приведенными в начале настоящей главы.
Из табл. 53 следует:
- Общее количество рабочих на основном производстве 240 чел. и, кроме того, 20 чел. персонала центральной базы механизации на обслуживании механизмов.
- Механизмы для работы на основном производстве:
- Тракторы тяжелые С-80 или ЧТЗ.................................. 6
- Тракторы НАТИ.............................................................. 9
- Электростанция ПЭСЛ-1................................................ 1
- Электропилы ПЭП.......................................................... 4
- Кусторез............................................................................ 1
- Корчевальная лебедка..................................................... 1
- Бульдозер Д-149 на тракторе С-80................................. 2
- Плужный двухотвальный канавокопатель ... 1
- Бетономешалки С-98 с двигателями внутреннего сгорания......... 3
- Кран АК-1......................................................................... 2
- Автомашины 3-осные ЗИС-151...................................... 3
- Вышка телескопическая 23 м.......................................... 1
- Сварочный агрегат САК-11............................................. 1
- Передвижная мастерская на автоходу .... 1
- Автомашина ГАЗ-51........................................................ 1
- Автомашина ГАЗ-67........................................................ 1
Установка опор производится большей частью тракторами методом падающей стрелы. Трактор ЧТЗ-60 или С-80 поднимает без полиспаста промежуточные опоры всех типов, а
Таблица 53
Механизмы и рабочая сила на 200-км линии 220 кВ
Продолжение табл. 53
Приведенный расчет, составленный по отвлеченным показателем, должен корректироваться в соответствии с условиями для данной конкретной линии. На время переброски и нахождения в ремонте следует иметь резервные механизмы.
При построении графиков работ и заготовки и вывозки материалов их необходимо увязывать с календарным планом и соответственно планировать работы. Так, работы по рытью траншей, канав и профилирование дорог следует производить в летние месяцы, устройство дорог должно начинаться раньше начала основных работ на трассе и т. д.
Определяя полную потребность в рабочей силе, механизмах и транспорте, следует учесть объем подсобного производства и полный объем перевозок, что значительно увеличит как число рабочих, так и количество механизмов, необходимых для выполнения всех работ по сооружению линии передачи.