Содержание материала

Глава третья.
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ И СООРУЖЕНИЕ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ

ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Проект всей линии электропередачи и отдельных ее элементов (фундаменты, опоры, провода, тросы, переходы и пр.), а также и сама линия после ее фактического осуществления должны удовлетворять техническим требованиям, установленным «Правилами устройства воздушных линий электропередачи напряжением выше 1 000 в, механическая часть» (Госэнергоиздат, 1948 г.).
Эти правила распространяются на все линии электропередачи.
Во всех случаях, не регламентированных «Правилами», действуют:

  1. «Правила ограждения сооружений связи и сигнализации от вредного действия установок сильного тока» (Госэнергоиздат, 1944 г.).
  2. «Правила устройства заземлений и занулений в электрических установках сильного тока напряжением до 1 000 в» (Госэнергоиздат, 1946 г.).

3. «Правила устройства заземлений в электрических установках сильного тока напряжением выше 1 000 в» (Госэнергоиздат, 1946 г.).
4. «Руководящие указания по защите от перенапряжений установок переменного тока напряжением 3—220 кВ» (Госэнергоиздат, 1946 г.).
Ниже приводятся отдельные положения и требования правил устройства механической части линий, являющиеся основными.
Более подробные указания и сведения, относящиеся к механическому расчету опор, фундаментов, проводов и тросов, могут быть получены непосредственно из «Правил устройства механической части линий».

ПОНЯТИЕ О ВРЕМЕННОМ СОПРОТИВЛЕНИИ И ЗАПАСЕ ПРОЧНОСТИ ПРОВОДА

Номинальным коэффициентом запаса прочности провода или троса называется отношение

где К — временное сопротивление проволоки, из которой изготовлен провод или трос, на разрыв в кГ/мм2;
σ0 — максимально допускаемое напряжение материала провода или троса в низшей точке пролета в кГ/мм2.
При прохождении линий по ненаселенным местам и при пересечениях замерзающих рек и каналов, проселочных дорог, железнодорожных путей непостоянного пользования широкой и узкой колеи и временных канатных дорог провода и тросы монтируются с нормальным тяжением, соответствующим номинальному коэффициенту запаса прочности:

  1. для многопроволочных проводов и тросов — 2,
  2. для однопроволочных проводов — 2,5.

При прохождении линий по населенным местам и пересечениях автострад, автогужевых дорог I категории, железнодорожных путей постоянного пользования, путей электрифицированного транспорта, незамерзающих рек, рек в пределах населенных мест, канатных дорог, трубопроводов особого назначения, отдельных строений, линий слабого тока и других линий электропередачи провода и тросы монтируются с ослабленным тяжением, соответствующим номинальному коэффициенту запаса прочности:

  1. для многопроволочных проводов и тросов — 3,
  2. для однопроволочных проводов — 3,75.

При расчете тросов, поддерживающих опоры при обрыве проводов, напряжение материала в них не должно превышать его предела текучести.

Фиг. 10. Линия электропередачи высокого напряжения.

При подвеске проводов и тросов на роликах номинальный коэффициент запаса механической прочности исчисляется с учетом дополнительных напряжений в проводах и тросах от перегибов их на роликах.

ПРОЛЕТЫ И ГАБАРИТЫ

Понятие о пролете

Промежуточным пролетом называется расстояние по трассе от одной промежуточной опоры до другой или между анкерной и промежуточной опорами.
Анкерным пролетом называется расстояние между двумя анкерными опорами (фиг. 10).
Величина промежуточных пролетов зависит от сечения провода и от напряжения линий и колеблется в следующих пределах:
Линии                              6          кВ ....    от 50 до 100 м
“                                     35       кВ . . . .   от 100 до 200 м
“                                   110       кВ . . . .   от 175 до 250 м
“                                   154          кВ ....   от 200   до 300 м
“                                   220          кВ ....   от 250 до 450 м и больше
Величина анкерного пролета не должна превышать 5 км. При выпускающих и скользящих зажимах расстояние между анкерными опорами не должно быть больше 3 км.
В случае пересечения трассы линии с какими-либо сооружениями, переходы через которые обычно анкеруются, величина переходного анкерного пролета определяется размерами, а иногда и особыми требованиями к пересечению линией электропередачи данного сооружения или объекта.
В этом случае пролет называется анкерованным.

Габариты проводов линий электропередачи над землей или водой

Расстояние от наинизшей точки провода при наихудших расчетных климатических условиях в пролете до поверхности земли или воды называется габаритом провода над землей (фиг. 11).
Все требования правил в отношении габаритов провода от поверхности земли или воды относятся к нормальным условиям работы линии.
При определении расстояний от проводов до земли или воды учитывается наибольшая стрела провеса, получившаяся в одном из двух расчетных случаев: 1) провода и тросы покрыты слоем гололеда; температура окружающего воздуха 5° С, ветер отсутствует; 2) температура окружающего воздуха высшая, ветер отсутствует.


Фиг. 11. Габарит провода над землей.
Увеличение стрел провеса проводов, вызванное обрывом проводов, неравномерной загрузкой проводов гололедом, нагреванием их током и т. д. при определении габаритов не учитывается.
При наибольшем провисании провода расстояние любой точки провода от поверхности земли или воды не должно быть менее величин, указанных в табл. 6.
Таблица 6
Габариты проводов линий электропередачи до поверхности земли или воды (в м)

 

Характеристика районов прохождения трассы

Номинальное напряжение линии в кВ

от 1,0 — до 20 вкл.

35-110

154

220

1

Ненаселенная местность....................................

6,0

6,0

6,5

7,0

2

Несудоходные и несплавные реки и озера or уровня льда зимой .....................................

5,5

6,0

6,5

7,0

3

Несудоходные и несплавные реки и озера от уровня высоких вод (при температуре +15о С).................................................................

3,0

3,0

3,5

4,0

4

Районы с очень малой плотностью населения, труднодоступные для транспорта (кочевья, тундры, песчаные степи, пустыни, сильно пересеченный горный рельеф) ..................

4,5

5,0

5,5

6,0

В горных районах расстояния от проводов в отклоненном под действием ветра положении до склонов выступающих скал, утесов и т. п. должны быть не меньше расстояний, приведенных в табл. 7.

Таблица 7
Габариты отклоненных проводов (в метрах)

 

Характеристика районов прохождения линии

Номинальное напряжение линии в кВ

от 3,0—20 вкл.

35-110

154

220

1

Склоны гор, доступные пешеходному сообщению .............................................................

4,5

5,0

5,5

6,0

2

Скалы, крутые утесы, недоступные пешеходному сообщению..........................................

1,5

3,0

3,5

4,0

Габариты проводов л. э. п. до различных сооружений

Необходимые габариты, коэффициенты запаса прочности проводов и арматуры, способы подвеса проводов, типы устанавливаемых опор и другие специальные требования, предъявляемые при пересечениях или сближениях линий с различными сооружениями, определяются условиями прохождения линий и пересечения линиями различных объектов.

  1. Понятие о населенной и ненаселенной местности

В населенной местности относятся территории промышленных предприятий, портов, пристаней, железнодорожных станций, городов, поселков, деревень, общественных парков, бульваров.
К ненаселенной местности относятся незастроенные местности хотя бы и часто посещаемые людьми, доступные для транспорта и сельхозмашин, прилегающие к застроенным местностям огороды, сады.

  1. Пересечения и сближения линий с линиями слабого тока

Телеграфные и телефонные линии по своему назначению делятся на 3 класса:

  1. Линии Министерства связи.

Класс I — линии общесоюзного значения, связывающие Москву с республиканскими, областными и краевыми центрами, а также последние между собой.
Класс II — линии, связывающие республиканские, областные или краевые центры с районами, а также последние между собой.
Класс III — внутрирайонные линии.

  1. Линии Министерства путей сообщения.

Класс I — линии, связывающие Министерство с управлениями железных дорог и последние между собой.
Класс II — линии, связывающие управления железных дорог с отделениями и последние между собой.
Класс III — внутриотделенческие линии и линии местного значения.
Линии железнодорожной блокировки и сигнализации приравниваются к линиям связи класса I.

  1. Линии Министерства электростанций

Класс I — линии, связывающие Министерство с районными управлениями и энергокомбинатами, а также главные диспетчерские пункты энергосистем с главными диспетчерскими пунктами районных управлений и энергокомбинатов.
Класс II — линии, связывающие главный диспетчерский пункт районных управлений и энергокомбинатов с основными станциями и подстанциями системы.
Класс III — все остальные линии связи районных управлений и энергокомбинатов.

  1. Пути сообщения рельсового и безрельсового типа.

К ним относятся железнодорожные пути, дороги электрифицированного транспорта (железные дороги, трамваи, троллейбусы) и автогужевые дороги.
Автогужевые дороги с точки зрения особых требований к линиям электропередачи разделяются на две категории:
Категория I — автострады и дороги с усовершенствованными и капитальными типами покрытий.
Категория II — дороги с покрытиями переходных типов и все прочие дороги (грунтовые, проселочные).

10. ТРЕБОВАНИЯ К ЛИНИЯМ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ИХ НА ОСОБЫХ УЧАСТКАХ ТРАССЫ И ПРИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯХ ЛИНИЯМИ РАЗЛИЧНЫХ СООРУЖЕНИЙ

Прохождение линий электропередачи всех классов над зданиями и сооружениями, являющимися складами, хранилищами или мастерскими огнеопасных и взрывчатых веществ, над нефтяными прудами и над строениями с крышами из легковоспламеняющихся материалов, воспрещается.
Основные требования к линиям электропередачи при прохождениях их на особых участках трасс и при пересечениях линиями различных сооружений приведены в табл. 8, 9, 10, 11.
При прохождении линий электропередачи помостам к ним предъявляются особые требования:

  1. Прохождение линий класса I и II на плашкоутных понтонных и прочих плавучих мостах не разрешается.
  2. В случае прохождения линий по городским, шоссейным и прочим, за исключением  железнодорожных, мостам разрешается располагать провода как за пределами пролетного строения, так и в пределах ширины пешеходной и проезжей части моста.
  3. На железнодорожных мостах располагать провода линий внутри пролетного строения не разрешается.
  4. На всех мостах, за исключением охраняемых железнодорожных, располагать провода ниже отметки пешеходной части не разрешается.
  5. Провода и тросы линий классов I и II, проходящих по мостам, должны быть многопроволочными и смонтированными с ослабленным тяжением.
  6. Прилегающие к мосту береговые опоры должны быть анкерного типа (нормальные).

Первые от берега опоры (кронштейны) на мосту должны быть анкерного облегченного типа.
Все прочие поддерживающие провод устройства на мосту следует выполнять промежуточного типа.

  1. Минимально допускаемые расстояния приближения проводов линий в точке наибольшего провисания и при наибольшем отклонении провода под действием ветра к различным частям моста не должны быть менее указанных в табл. 12.

Лесные массивы и насаждения

Ширина просеки, вырубаемой для линий электропередачи, должна быть не менее значений, приведенных в табл. 13.
При прохождении линий по паркам и заповедникам ширина просеки может быть, по согласованию с заинтересованными организациями, уменьшена против величин табл. 13. В этом случае расстояния от крайних проводов при их максимальном отклонении должны быть не менее (в метрах):
Для линий................................................ выше      1 кВ до  20 кВ — 3
*          * ....................... 35-110      кВ                  — 4
*          *.......................... 154-220  кВ                   —5
При вырубке просеки последняя прокладывается уступами прямоугольного сечения в зависимости от высоты деревьев, стоящих на границе просеки.
Граница просеки на углах закрепляется столбами. При прохождении линий по фруктовым садам вырубка просек необязательна.

Аэродромы, порты для дирижаблей, планерные станции и швартовые пункты

Сооружение линий вблизи аэродромов, портов для дирижаблей, планерных станций и швартовых пунктов должно производиться в соответствии с «Воздушным кодексом».

Таблица 8
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ ЛИНИЙ ВЫСОКОГО НАПРЯЖЕНИЯ ПРИ ПЕРЕСЕЧЕНИЯХ ИМИ РАЗЛИЧНЫХ ОБЪЕКТОВ И ПРИ ПРОХОЖДЕНИИ ЛИНИЙ НА ОСОБЫХ УЧАСТКАХ ТРАСС
1. Населенные местности, железные дороги и дороги электрифицированного транспорта


Наименование

Наименование участков трасс линий

Населенные местности и территории промышленных предприятий

Железные дороги нормальной и узкой колеи

Дороги электрифицированного транспорта

Общего пользования

| Необщего пользования

1

Провода и тросы

Многопроволочные.

Минимальные сечения
Сращивание проводов и тросов в переходном пролете не разрешается

: алюминия 35 мм3,

прочих металлов 16 мм2
Сращивание проводов и тросов в переходном пролете не разрешается

2

Тяжение в проводах и тросах

Ослабленное

Нормальное

Ослабленное

3

Изоляторы и линейная арматура

Промежуточные опоры: при подвесных изоляторах — одиночные гирлянды с глухими зажимами; при штыревых изоляторах — "двойное крепление". Анкерные опоры: при подвесных изоляторах—сдвоенные гирлянды, при штыревых изоляторах — "двойное крепление". При подвесных изоляторах во всех случаях, кроме линий на деревянных опорах без троса, — защитные рога или кольца.

4

Опоры

Промежуточные или анкерные облегченного типа

Анкерные нормального типа

Промежуточные или анкерные облегченного типа

Анкерные нормального типа

5

Наименьшие расстояния по вертикали в м при наибольшем провисании проводов линий с номинальным напряжением

До уровня земли м

а) До головки рельса, м

б) До габарита приближения строений, м

До несущего троса цепной подвески, а при отсутствии последнего до контактного провода, м


Таблица 9
2. Линии сильного и слабого тока (требования относятся к пересекающей линии)

Таблица 10

3. Автогужевые дороги, судоходные или сплавные реки и каналы

Таблица 11
4. Трубопроводы особого назначения и канатные дороги

Таблица 12
МИНИМАЛЬНО ДОПУСКАЕМЫЕ ГАБАРИТЫ ПРОВОДОВ ДО РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЕЙ МОСТА (в ж)

 

Типы мостов н наименование их отдельных частей

Номинальное напряжение линии электропередачи в кВ

1,0—20

35—110

154

220

1

Железнодорожные мосты с ездой по верху: а) от головки рельса (по вертикали) . . .

7,0

7,0

7,5

8,0

 

б) от очертания ж.-д. габарита (по кратчайшему расстоянию).......................................................

1,5

2,5

2,5

2,5

2

Железнодорожные мосты с ездой по низу: а) от настила пешеходной части (по вертикали) ............

6,0

6,0

6,5

7,0

 

б) от верхних связей пролетных соединений (по вертикали и от боковых конструкций мостов по кратчайшему расстоянию) .........................

3,5

4,0

4,5

5,0

3

Городские и шоссейные мосты с ездой по верху и по низу от полотна пешеходной и проезжей части мостов:
а) провода расположены в пределах ширины моста (по вертикали)...................................................

7,0

7,0

7,5

8,0

 

б) провода расположены вне ширины пролетного строения моста (по вертикали)

6,0

6,0

6,5

7,0

4

От конструкций железнодорожных городских и шоссейных мостов (по кратчайшему расстоянию)...................................................................................

2,0

2,0

2,5

3,0


Д — длина траверсы в м.
Н — наибольшая высота деревьев на границе просеки в м.
Минимальные расстояния допустимых приближений линий к границам аэродромов, посадочных площадок и планерных станций должны быть не менее 4 км.