Содержание материала

Глава тринадцатая
АВТОПАРК

ЭКСПЛОАТАЦИЯ АВТОПАРКА

Размеры гаражей и технические характеристики автомашин

Полезная площадь гаражей выбирается в зависимости от количества эксплуатируемых автомашин, и следовательно, от объема перевозок в тонно-километрах на данном строительстве.
Технические характеристики автомашин приведены в табл. 16.
При работе в зимнее время нормы расхода бензина повышаются на 10%.
Нормы расхода бензина при работе с автоприцепами повышаются: а) с одноосным прицепом на 5%; б) с двухосным прицепом на 15% при загрузке прицепа не менее 40% грузоподъемности автомашин; в) с двумя двухосными прицепами на 20%.
Расход смазочного составляет 3—6% от расхода горючего в зависимости от износа машин.

Таблица 16
Основные технические характеристики автомашин

Примечание. Грузоподъемность автопоезда (автомобиль с прицепом) должна превышать основную грузоподъемность автомашины не менее чем на 40—40%.
* Нормы не утверждены.

Таблица 17
Технические характеристики автомобильных прицепов

Учет работы автотранспорта

Главным условием правильной и надежной эксплуатации автопарка является четкое планирование и учет его работы.
Основными планируемыми показателями в эксплуатации автопарка являются:

  1. количество перевозимых грузов в тонно-километрах;
  2. пробег автомашин в км;
  3. коэффициент использования автопарка;
  4. коэффициент использования автомашин;
  5. удельный расход горючего.

По этим же показателям составляются и отчеты о работе автопарка — месячные и квартальные.
Отношение фактически произведенных автоперевозок (в тонно-километрах) к запланированным на тот же период определяет собой основной показатель выполнения плана по перевозкам.
Отношение фактического количества рабочих машино-дней за данный месяц к произведению номинального количества машин автопарка на количество рабочих дней в месяце называется коэффициентом использования парка.
Отношение веса фактически перевезенных грузов за данный период к сумме произведений из номинального тоннажа машин (по маркам) на количество ездок всех работающих машин парка за тот же период называется средним коэффициентом использования автомашин.
Фактически израсходованное горючее всеми автомашинами парка за данный период сравнивается с расчетным расходом горючего для тех же автомашин и за тот же период по нормам и определяется общий результат расходования горючего (перерасход) или экономия. 
Основным первичным документом, служащим для учета работы автотранспорта и оплаты работы машины и шофера, является путевой лист.
Выпуск автомашин из гаража без путевого листа запрещается.
В тех случаях, когда по условиям работы автомашина вынуждена работать на участке без возврата в гараж, шоферу разрешается использовать один путевой лист на несколько дней работы.
В случае же выезда из гаража на длительный период шоферу дается под отчет несколько бланков заверенных, занумерованных путевых листов.
При сдаче шофером путевых листов после поездки, диспетчер гаража проверяет правильность их заполнения: наличие подробных сведений о маршрутах произведенных перевозок, километраже, весе и наименовании перевезенных грузов, количестве полученного горючего и его остатке, наличие подписи лица, в чье распоряжение была предоставлена автомашина.
Учетчик гаража проверяет каждую путевку перед ее обработкой в части правильности маршрута и пробега помощью курвиметра и карты того района, в котором работала автомашина.
Особые требования предъявляются к эксплуатации автомашин, находящихся длительный период в линейных условиях без возврата в стационарный гараж.
В этом случае функции учета и надзора за эксплуатацией автомашин переходят к линейному производственному персоналу, занятому непосредственно на трассе.
Следует тщательно инструктировать линейный персонал о правилах эксплуатации автомашин.
В случае сосредоточения на отдельных участках трассы большого количества автомашин в состав производственных единиц (монтажные партии, колонны и проч.) вводятся линейные автомеханики по эксплуатации автомашин.

РЕМОНТ АВТОМАШИН

На строительстве линий автотранспорт эксплуатируется в наиболее тяжелых условиях бездорожья, весенней и осенней распутицы, болот и зимних снежных дорог.
В этих неблагоприятных условиях все основные агрегаты автомашин изнашиваются гораздо сильнее и быстрее, чем на площадке какого-либо строительства, или, тем более, чем в городских условиях.
Поэтому приобретают особое значение все вопросы, связанные с профилактикой и ремонтом автомашин, работающих на сетевом строительстве.
Существует два способа работы автопарка:

  1. Автомашины остаются в парке центрального гаража и направляются в командировку на отдельные участки линий с выпиской и возвращением путевых листов в центральный гараж.
  2. Автомашины передаются в эксплуатацию строительно- монтажного участка по договору с центральным гаражом, и в этом случае путевые листы выписываются и обрабатываются по месту работы.

Особое внимание линейного производственного персонала должно обращаться на правильный учет и хранение горючего и обеспечение машин запасными частями, имеющее особое значение при безгаражной эксплуатации автомашин на трассе.
Учитывая тяжелые бездорожные условия, следует подбирать квалифицированных водителей.
В соответствии с приказом НКЭС № 28-а от 8 февраля 1945 г. устанавливаются следующие виды профилактического обслуживания автомашин:

  1. ежедневный уход;
  2. технический осмотр № 1;
  3. технический осмотр № 2.

Ремонты автомашин устанавливаются: 1) текущий, 2) средний, 3) капитальный.
Ежедневный уход состоит из уборочно-моечных и заправочных операций, подготовляющих автомашины к выходу на работу.
Технический осмотр № 1 производится в обязательном порядке в межсменное время и состоит из плановых контрольно-крепежных работ и смазки автомашин.
Технический осмотр № 2 производится в обязательном порядке в межсменное время и представляет собой углубленный технический осмотр автомашин с крепежно-регулировочными работами без вскрытия агрегатов и ремонт отдельных узлов, в результате осмотра.
Профилактические осмотры автомашин должны производиться после пробега автомашинами расстояний, указанных в табл. 18.
Таблица 18
Нормы межосмотровых пробегов автомашин


№ п. п.

Марки автомашин

Пробег между     Пробег между техническими      техническими осмотрами № 1    осмотрами № 2

в км

в км

1

ЯГ-4-6 ЯАЗ-200-205 ....

500

2 500

2

ЗИС-5-150-151-253 ....

500

2 500

3

ГАЗ-АА-67-51-63 .................

500

2 500

В каждом автомобильном хозяйстве, в соответствии с указанными выше нормами пробега, ежемесячно составляется график профилактического обслуживания автомашин.

Виды ремонта автомашин

Текущий ремонт является следствием технического осмотра и представляет собой крепежные работы и замену отдельных деталей. При текущем ремонте допускается вскрытие отдельных агрегатов автомашин с заменой в них негодных деталей и узлов. Длительность ремонта 1,5—1 день.
Средний ремонт представляет собой монтажно-демонтажные работы по замене одного или нескольких агрегатов, требующих ремонта, с одновременной проверкой технического состояния и устранением неисправности незаменяемых агрегатов, узлов и механизмов.
Длительность ремонта 5—6 дней.
Капитальный ремонт представляет собой работы по полной разборке и ремонту автомашины и всех ее узлов, рамы и агрегатов. При капитальном ремонте автомашина восстанавливается заново с соблюдением соответствующих технических условий.
Длительность ремонта 15—20 дней.
После выработки автомашиной или ее отдельным агрегатом установленных нормами межремонтных пробегов, автомашина или агрегат подвергаются тщательному техническому осмотру.
В результате этого осмотра составляются акт и дефектная ведомость, в которых указывается, что машина или агрегаты подлежат тому или иному виду ремонта и какие агрегаты по их техническому состоянию могут еще работать без ремонта.
В этом случае в акте обязательно указывается возможный дополнительный пробег.
Профилактические осмотры и текущие ремонты выполняются в любых условиях эксплуатации автомашин: центральные автобазы треста, гаражи линейные (дистанции) и полевые участковые гаражи в межсменное время.
Средние ремонты могут выполняться в оборудованных гаражах при строительстве. Проведение капитальных ремонтов разрешается в специальных ремонтных мастерских линейных строительств, на ремонтно-механических заводах при сетевых трестах или путем передачи подлежащих ремонту автомашин на ремонтные заводы.
Таблица 19
Нормы межремонтных пробегов автомашин (в тыс. км)


№ п. п.

Марки автомашин

Средний ремонт

Капитальный ремонт

1

ЯГ, ЯА3200—205 ............

20

60

2

ЗИС-5-6; 150, 151, 253 .. .

27

81

3

ГАЗ-АА-51, 63.................

22

66

4

ГАЗ-67...............................

27

85

Указанные в табл. 19 межремонтные пробеги установлены для новых автомашин на дорогах 1-го класса.
Для автомашин, прошедших капитальный ремонт, к пробегам, указанным в таблице, устанавливается поправочный коэффициент 0,9.
Кроме того, к указанным в таблице расстояниям пробега устанавливаются следующие поправочные коэффициенты на качество и состояние дорог:

  1. для дорог II класса............................................. 0,95
  2. “      “      III        “           .................................. 0,85
  3. “      “      IV        “           .................................. 0,70

В табл. 20 приведена классификация автогужевых дорог.

Оснащение ремонтно-механических мастерских

Годовая производительность ремонтно-механических мастерских при сетевых строительствах, а также кубатура здания их и станочное оснащение зависят от объема сетевых работ и количества автомашин в парке строительства.

Таблица 20

Обычно ремонтно-механические мастерские при сетевых строительствах рассчитываются на ремонт 25—50 автомашин в год.
В табл. 21 приведен перечень цехов типовых ремонтно-механических мастерских сетевого строительства, а в табл. 22 дается перечень основного оборудования таких мастерских.
Таблица 21
Перечень цехов типовых ремонтно-механических мастерских сетевого строительства